Инструкция: "Ваш класс существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение и неуважение друг к другу и т.п. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Ваши ответы оглашению не подлежат.
Вопросы следующие:
· Кого бы Вы пригласили на День рождения? Укажите 3 фамилии из класса. Кого бы Вы не пригласили на День рождения?
· С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой во время контрольной? С кем бы Вы не хотели сидеть за одной партой?
· Кто может быть капитаном команды твоего класса для того, чтобы участвовать в соревнованиях? Кто не может быть капитаном команды?
При проведении социометрии необходимо соблюдать ряд условий, обеспечивающих надёжность получаемых результатов:
1) необходимо, чтобы члены группы отвечали самостоятельно, не советуясь друг с другом;
2) не следует торопить с ответом;
3) для того, чтобы испытуемые не упустили из внимания никого из членов группы, на доске написать фамилии отсутствующих.
По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица (см. Приложение № 3-17) по каждому вопросу в отдельности, по горизонтали и по вертикали которой, в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений:
"+"- положительный выбор, а "-" - отрицательный выбор.
Нижние строки являются итоговыми. В них вносят суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных каждым из членов группы. Для получения более наглядного описания взаимоотношений, сложившихся в группе, прибегают к социограммам.
Нами были исследованы групповые социограммы – мишени (см. Приложение № 18 - 35), которые представляет собой систему концентрических окружностей. Все члены группы располагаются на окружностях, в соответствии с количеством полученных выборов. Для заполнения социограммы - мишени используют следующие обозначения:
- мужской пол
- женский пол
- односторонние выборы
- взаимные выборы
По социограммам выборов выделяются "лидеры", а по социограммам отклонений - "отверженные".
В результате социометрического исследования обработка выборов и отклонений позволила нам составить социометрические матрицы по каждому вопросу для 6 «А» класса 343 школы (см. Приложение № 3,4,5), для 6 «Б» класса (см. Приложение № 15,16 ,17), для 5 класса 862 школы (см. Приложение № 6,7,8), для 6 «Б» 862 шк. (см. Приложение № 9,10,11), для 6 «А» (см. Приложение № 12,13,14). Подсчитав полученные выборы и отклонения, нами были заполнены социограммы - мишени (см. Приложения № 18-32).
Анализ социометрического исследования позволил выявить "социометрические позиции", т.е. соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатий - антипатий, где на крайних полюсах оказались "лидеры" группы и "отверженные".
Так, например, в 6 "А" классе 862 шк. с помощью ответов на вопрос "Кого бы Вы пригласили на День рождения?" (основными критериями которого являются коммуникабельность, чувство юмора, дружелюбие и т.д.), нами выделены 2-лидера, набравшие по 6 выборов (см. Приложение № 12). С помощью ответов на вопрос "С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой во время контрольной работы?" (основным критерием которого является хорошая успеваемость), нами были выделены 4 лидера, набравших 5 и более выборов (см. Приложение № 13).
Также по теме:
Основные теории изучение восприятия
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различен ...
Результаты исследования социально-психологического климата группы, интерпретация
полученных результатов
Результаты экспресс-диагностики социально-психологического климата в коллективе
Таблица 1
компоненты
№ вопроса
+1(кол-во ответивших)
0(кол-во ответивших)
-1(кол-во ответивших)
итоговый балл
результаты
эмоционал ...
Целенаправленное формирование психологического
климата детского коллектива
Проблема формирования психологического климата детского коллектива (в частности коллектива школьного объединения), вызвана, прежде всего, несовпадением формальной и неформальной структур детской группы. Очевидно, что объединение, функцион ...
Разделы