Анализ приведённых данных показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых преобладает физическая агрессия. У мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек.
В таблице 2 представлены статистические параметры распределения проявлений различных форм агрессии на двух этапах младшего подросткового возраста. Таблица 2
Средние показатели в различных формах агрессии младших подростков.
V класс |
V класс | |||||
ДЕВ 862 |
ДЕВ 343 |
ДЕВ 343 (6 А) |
МАЛ 862 |
МАЛ343 |
МАЛ343 (6 А) | |
Физическ.агрессия |
6,2 |
6,2 |
7,5 |
6,8 |
7,9 |
7.6 |
Косвенн.агрессия |
4,5 |
6,1 |
4,9 |
4,7 |
5,5 |
4.5 |
Раздражение |
5.6 |
7,1 |
5,9 |
5,2 |
6,7 |
4,7 |
Негативизм |
2,9 |
3,9 |
3 |
3,5 |
3,2 |
3,3 |
Обида |
4.4 |
5.8 |
4,8 |
4,3 |
5,5 |
3 |
Подозрение |
5.5 |
6,7 |
5,9 |
5,3 |
6,1 |
5,6 |
Вербальн.агрессия |
8.2 |
8,7 |
8 |
8,3 |
8.7 |
7,5 |
Результаты статистического анализа позволяют утверждать, что к началу младшего подросткового возраста увеличиваются только уровни проявления косвенной агрессии и раздражение. Следовательно, младшие подростки все чаще используют оппозиционную манеру в поведении, они научаются проявлять свою агрессию завуалированными способами, и чем старше становится подросток, тем больше способов и форм косвенной агрессии он может продемонстрировать социуму. Остальные формы агрессии на протяжении подросткового возраста проявляются относительно стабильно, хотя обнаружена незначительная тенденция к их возрастанию.
К VI классу младшего подросткового возраста, напротив, значимо изменяются все частные формы агрессивности, при этом уровень физической агрессии у девочек возрастает, а остальные снижаются. Следовательно, подростки становятся менее обидчивыми и раздражительными, реже демонстрируют негативизм, вербальные и косвенные способы проявления агрессии. Вместе с тем, они более осторожны и недоверчивы к окружающим, чаще применяют физическую силу.
Также по теме:
Концепции отечественной психологии
Выготский Л. С. формулирует идею о том, что процессы человеческой психики основаны на межличностных отношениях. Индивид формирует свой внутренний мир путем интериоризации исторически сложившихся форм и видов деятельности. «Сначала другие ...
Результаты исследования
По результатам тестирования выяснилось, что руководитель 1-ой фирмы управляет людьми при помощи авторитарно-маргинального стиля (111 б.) и попустительско-маргинального (99 б.) в проблемных ситуациях. Тогда как руководитель 2-ой фирмы пред ...
Социальная ситуация развития детей, воспитывающихся вне семьи
«Беспредельная потребность в любви» — это, по мнению Л. Толстого, отличительная черта детей, и нетрудно представить, к каким страданиям и переживаниям может привести ребенка отсутствие этой любви либо односторонняя и патологическая любовь ...
Разделы