Анализ результатов начнем с мальчиков 5-го класса. В 5-ом классе 343 шк. ситуация следующая: 27% имеют высокий уровень косвенной агрессии, 36% -высокий уровень физической агрессии, 27% - высокий уровень вербальной агрессии. В 5-ом классе 862 шк. у мальчиков 17% - высокой косвенной агрессии, 17% - высокой физической агрессии, 33% - высокой вербальной агрессии. В 6-ом «А» классе 343 шк. 27% мальчиков имеют высокий уровень косвенной агрессии, 18% - высокий уровень физической агрессии, 27%- высокой вербальной агрессии. В 6-ом классе «А» 862 шк. 22% мальчиков имеют высокий уровень косвенной агрессии, 22% - высокой физической агрессии, 22% - высокой вербальной агрессии
Следовательно, можно сказать, что большинство мальчиков пятого класса имеют средний показатель косвенной агрессии. Совсем мало вербально агрессивных подростков-мальчиков. То, что много мальчиков имеют физическую агрессию, это вполне закономерно, так как в этом возрасте происходит становление социального статуса в группе. К 6-му кл. заметно снижение физической агрессии у мальчиков, но возрастает индекс агрессивной реакции у девочек.
У детей 10–11- летнего возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Причем вербальная агрессивность и негативизм, по сути, находятся на одной ступени развития. В результате при сравнении процентного соотношения у мальчиков 5 и 6 класса 343 школы, видно, что процент косвенной агрессии мальчиков несколько возрос, процент физической агрессии подростков немного уменьшился. У подростков 12–13 лет наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической, а также вербальной агрессивности. Вместе с тем, агрессивность косвенная, хотя и дает существенный сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же является менее выраженной. В целом, на всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика всех форм агрессивности от младшего к старшему подростковому периоду. Вместе с тем, по мере взросления у подростков начинают доминировать вербальные формы агрессивности и негативизм.
Если рассматривать физическую агрессивность в половозрастном аспекте, то она проявляется у 60–70% мальчиков, тогда как у девочек эта форма агрессивности отмечается лишь у 30–60%. В то же время необходимо отметить, что у мальчиков с возрастом происходит некоторое затухание физической агрессивности, тогда как у девочек, напротив, наблюдается рост этой формы агрессивности: с 45% в 10–11 лет до 62% в 12–13 лет.
Вербальная агрессивность отмечается у 36–72% мальчиков и 28–60% подростков-девочек. При этом в 12–13 лет у мальчиков имеет место снижение уровня вербальной агрессивности, тогда как у девочек этот процесс обладает тенденцией к увеличению: 28% в 10–11 лет, 44% в 12–13 лет.
Негативизм значительно сильнее у подростков-мальчиков 68–82%, наблюдался только у 36–60% девочек этого возраста. При спаде косвенной агрессивности подростков- девочек с 68% в 10-11 лет до 66% к 13 годам, идет возрастание у мальчиков – с 56% в 10–11 лет до 72% в 12–13 лет.
Наибольшей агрессивностью отличаются 10–11-летние подростки-мальчики, у которых превалирует физическая агрессивность – 70%, при наличии негативизма 68% и вербальной агрессивности 36%. К 13 годам физическая агрессивность снижается до 60%, а косвенная составляет 72%. В отличие от мальчиков у подростков-девочек с возрастом существенно увеличивается физическая агрессивность с 30% в 10–11 лет – до 62% к 13 годам. Резко возрастают показатели агрессивности вербальной с 27% в 10–11 лет – до 45% в 12–13 лет. В результате при сравнении процентного соотношения у мальчиков 5 и 6 класса, видно, что процент физической и косвенной агрессии мальчиков несколько возрос, процент вербальной агрессии подростков немного уменьшился.
Таким образом, для того, чтобы проследить динамику, нами была составлена «Сводная таблица процентного соотношения изменений показаний уровней агрессии (см. Таблицу 4) Для анализа взят уровень агрессии в %
Также по теме:
Психологические требования к сотруднику ГПС МЧС России.
Психологические различия между людьми могут быть настолько значительны, что некоторые сотрудники, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определенной деятельностью, фактически не могут достигнуть необходимого мини ...
Сущность и понятие билингвизма
Слово «билингвизм» происходит от частички bi, что значит по-латыни «двойной», «двоякий», и слова lingua – «язык». Билингвизм определяется как способность владеть двумя или более языками [12]. Билингвист – человек, который может общаться к ...
Исследование видов и характера депрессий
С целью определения вида и характера депрессии нами были обследованы 5 пациентов частной психологической клиники по следующим методикам: шкала Гамильтона для оценки депрессии (приложение 1), шкала Бека для оценки депрессии (приложение 2), ...
Разделы