Общая характеристика невротических реакций

Страница 4

· чувство головокружения, слабости, неустойчивости;

· страх сумасшествия, страх утраты самоконтроля или надвигающейся потери сознания;

· ощущение комка в горле или затруднения при глотании;

· ощущение «взвинченности», состояния на грани «нервного срыва» или психического напряжения;

· страх смерти; восприятие окружающих материальных объектов как «ненастоящих» либо ощущение отделённости от собственной личности или нереальности своего пребывания в данный момент в данном месте (дереализация и деперсонализация).

Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Различают долговременные факторы, предрасполагающие к развитию симптомов тревоги, и факторы, провоцирующие конкретный эпизод. Существенно повышен риск развития тревожных расстройств у тех, кто постоянно подвергается негативному воздействию вредных социальных факторов, например трудноразрешимых межличностных проблем или неблагоприятных условий жизни. Обычно прослеживается некоторая связь между тревожными состояниями и психотравмирующими жизненными событиями.

.[1, с.109-110] Значение тревоги как социально - обусловленного фактора было отмечено на одном из первых, ежегодных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов.[30,с.15,29]

В. В. Суворова . [ 30 ], в своей книге "Психофизиология стресса" определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект. А. М. Прихожан [21], определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. В целом, повышенная тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Ч. Д. Спилбергера различает тревогу - как состояние и тревожность - как свойство личности. С помощью шкалы Спилбергера, получившей широкое распространение (в отечественной психологии ее развил в 1967 г. В.Ф. Березин [31, с.385-386], а 1976-78 г.г. Ю. Л. Ханин

[ 31 , с.388) ,

можно количественно измерить как личностную тревожность, так и состояние тревожности, для которого характерны субъективно переживаемые неприятные эмоции напряжённости, озабоченности, неудовлетворённости, беспокойства и дурного предчувствия, сопровождающиеся, как правило, активацией вегетативной нервной системы. Это состояние является эмоциональной реакцией на различные стрессоры (экзамены), связанные в той или иной мере с угрозой престижу, самоуважению и самооценке человека.

В воз­никновении тревожности как черты веду­щую роль Спилбергер отводит взаимоотношениям с родителями на ранних этапах развития ребенка, а также определенным событиям, ведущим к фиксации страхов в детс­ком возрасте. [27, с.309-311]

Но у данной теории есть и недостаток – недооценивается роль социального фактора, который является очень важным для понимания проблемы.

Трево­га — реакция на грозящую опасность, ре­альную или воображаемую, эмоциональ­ное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределен­ным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность.

Тревожность — индивидуальная психо­логическая особенность, состоящая в по­вышенной склонности испытывать беспо­койство в различных жизненных ситуаци­ях, в том числе и тех, объективные харак­теристики которых к этому не предраспо­лагают.

Понимание тревоги в теории Спилберге­ра определяется следующими положени­ями:

Ситуации, представляющие для че­ловека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно тревога пережива­ется как неприятное эмоциональное со­стояние различной интенсивности. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги. Высокотревожные индивиды вос­принимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возмож­ность неудачи или угрозы, более интен­сивно. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Час­то повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механиз­мов защиты. Итак, выделяют личностную тревожность и ситуационную (реактивную) тревожность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме:

Заключение.
Подводя итог проведенной мной научной работы можно сделать следующие выводы: Важнейшим компонентом любой человеческой деятельности выступают психические процессы. Психические процессы являются высшими психическими функциями по происхожде ...

Культурно-исторические истоки адаптивности к беременности.
В современных исследованиях институт материнства рассматривается как исторически-обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе. Однако имеется значительное разнообразие во взглядах по ключевым аспектам этой проблемы. Культур ...

Основные направления современной игровой терапии
В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это, вероятно, и вынуждает некоторых исследовател ...