В данной курсовой работе приводится рассмотрение тех временных состояний нарушений психофизиологической и социально-психологической сферы человека, которые развиваются на фоне нормально сформированных механизмов психической деятельности, т. е. у психически здоровых людей. Здоровый человек – это человек, адаптированный к условиям внешней среды, а психическое здоровье неотделимо от физического и социального благополучия человека. Причиной же расстройств является воздействие на человека каких-либо факторов внешней среды, ослабляющих механизмы социально - психологической адаптации личности.
Каждый человек в течение жизни переносит ту или иную невротическую реакции. Это может быть неудачно сданный экзамен, конфликты с детьми, развод и даже свадьба – ведь такой положительный эмоциональный всплеск тоже отражается на нашей психике. Очевидно, что наиболее часто проявления нарушений психической адаптации должны регистрироваться в популяционных группах, чья повседневная, социальная или профессиональная деятельность проходит в условиях повышенных средовых социо-психологических требований психоэмоционального стресса, в частности. Одну из таких групп представляют студенты вузов, испытывающих интенсивные интеллектуальные, социально-психологические, а подчас и физические перегрузки и являющиеся весьма характерной моделью социально-незащищенной категории населения. [ 34]
На современном этапе наблюдается рост проявления непсихотических форм психических расстройств, среди которых преобладают невротические нарушения. [17, с.5-6] Также отмечается тенденция к коморбидности депрессивных проявлений с другими группами расстройств, особенно непсихотического уровня, в частности, тенденция к тревожности и депрессии. [8, с.304; 9, с.165, 171-175]
Невротические расстройства - это такие расстройства, которые характеризуются эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами. [26, С.673]
Признаками невротического расстройства являются чрезмерная чувствительность, нервность, чувство тревоги, опасности, беспокойство, напряжение, ухудшение сна, раздражительность, ранимость, склонность живо реагировать на всевозможные неблагоприятные воздействия различными маловыраженными, быстро переходящими и вытекающим из психофизической конституции индивида, невротическими реакциями. Человек с невротическим расстройством, помимо своей "тонкокожести" к определенным раздражителям, нередко обнаруживает отдельные (смягченные, невыраженные, субклинические) невротические явления: склонность к печали, чуткий сон, неровный аппетит и т. д. Выделяют периодическое, приступообразное и непрерывное течение невротических и неврозоподобных расстройств. [5,с. 113-123]
Периодическое невротическое расстройство характеризуется возникновением невротического нарушения (невротическая реакция - относительно кратковременное аффективное переживание; в очень редких случаях невротическое состояние и практически никогда - невротическое формирование личности), после ликвидации которого в психике человека не остается никаких выраженных последствий: состояние возвращается примерно к тому, каким оно было до возникновения расстройства. Появление невротической реакции зависит от действия неблагоприятных ситуационных факторов. Например, у студентов порой возникают во время каждой сессии астенические, анксиозные и иногда истерические расстройства. Они появляются лишь в определенном промежутке времени (во время сессии, являющейся мощным психогенным фактором) и после окончания сессии прекращаются. Иногда эти расстройства обнаруживаются лишь перед экзаменом и после сдачи экзамена бесследно проходят. Периодическое течение невроза тоже может быть отнесено к невротической реакции, а иногда к невротическому состоянию. Главное здесь не периодичность течения, а отсутствие постприступных изменений личности, т. е. заметной повышенной невротической готовности.
Приступообразное течение невротических и неврозоподобных расстройств чаще всего происходит, когда уже сформировался невроз. Он носит более продолжительный характер, нежели периодическое течение невротических и неврозоподобных расстройств и характеризуется появлением постприступных изменений личности после каждого приступа невроза, зависящего от психогенного фактора, но в возникновении и клиническом оформлении которого (т. е. невроза) играют роль различные сочетания факторов среды и почвы, отмечаются изменения личности по типу нарастания стойкой повышенной невротической готовности.
Также по теме:
Взаимоотношения братьев и сестер в семье
Очень часто семьям, имеющим двоих детей, приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети дерутся друг с другом или обзывают друг друга как самые злейшие враги. Что делать в такой ситуации? Необходимо искать истинную причину враждебных отн ...
Выводы.
Итак, в схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека
как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни
как источник развития личности и совместная дея ...
Методы коррекции привычек
Руководить привычками, формировать только полезные для развития личности, для здоровья и повседневной деятельности привычки - значит сознательно и целенаправленно совершенствовать стиль своего поведения. Только в этом случае нервная систе ...
Разделы