Общая характеристика невротических реакций

Страница 3

Симптомы вегетативного спектра:

· усиленное или учащенное сердцебиение;

· потливость;

· сухость во рту, не обусловленная приемом дегидратантов;

· затруднённое дыхание;

· шум в ушах;

· ощущение дискомфорта в грудной клетке;

· тошнота и неприятные ощущения в животе;

· приливы жара или озноб;

· ощущение онемения или покалывания;

· мышечное напряжение или боли;

· двигательное беспокойство и неспособность расслабиться. [1, с.96]

Симптомы депрессивного спектра:

(характеризуются подавленным состоянием, тоской, упадком сил, крайне низкой самооценкой, чувством вины, тоски и угнетенности или родственными симптомами. . [1 ,с.91])

· снижение настроения;

· снижение энергичности, которое приводит к повышенной утомляемости и сниженной активности;

· выраженная утомляемость даже при незначительном усилии;

· сниженная способность к сосредоточению и вниманию, снижение функции памяти;

· сниженные самооценка и чувство уверенности в себе;

· наличие идей виновности и уничижения;

· мрачное и пессимистическое видение будущего;

· наличие идей или действий по самоповреждению или суициду;

· нарушения сна: сочетание раннего пробуждения и депрессивных мыслей, хотя иногда имеет место чрезмерная сонливость;

· состояние психомоторной заторможенности (замедленность движений, мышления) или же, наоборот, состояние ажитации (беспокойство, объективно выражающееся в безостановочной двигательной активности);

· отсутствие интересов и способности радоваться;

· депрессивное мышление: мысли, относящиеся к настоящему: больной в любом событии видит только грустную сторону; считает, что ему ничего не удаётся и окружающие видят в нём неудачника; больной не чувствует уверенности в себе и к любому успеху относится скептически; представления о будущем: больной ожидает самого худшего, рисует безнадёжные перспективы, предвидит неудачи на работе, крах в семье и неизбежное разрушение своего здоровья, что сопровождается мыслями о самоубийстве и разработкой соответствующих планов; мысли, посвящённые прошлому: думая о прошлом, больного охватывает необоснованное чувство вины и самобичевания по незначительным поводам;

· биологические симптомы: потеря аппетита, снижение массы тела, запоры, утрата либидо, аменорея. [1, с.96]

Симптомы тревожного спектра:

Тревожность, как и депрессия, может также включать потребностные остояния и биохимические факторы. [22, с.12]

Характерен внешний вид человека — лицо выглядит напряжённым, брови сдвинуты; поза напряжённая; он беспокоен, часто вздрагивает; кожа бледная, обычно наблюдается потоотделение, особенно потеют руки, ноги и подмышки. Готовность к слезам, которая может поначалу навести на мысль о депрессии, отражает общее тревожное состояние. Синдром тревоги характеризуется чрезмерным возбуждением, повышенной функцией симпатической нервной системы.

· привычное ощущение тревожного предчувствия;

· ощущение тревоги, вызываемое определёнными ситуациями или объектами (внешними по отношению к субъекту), которые в настоящее время не являются опасными;

· тревога может быть генерализованной и стойкой, но не ограничиваться какими-либо определёнными средовыми обстоятельствами и даже не возникать с явной предпочтительностью в этих обстоятельствах (т. е. она является «нефиксированной»);

· ощущение напряжённости, беспокойства, опасения, связанные с предчувствиями грядущих неприятностей в сфере повседневной жизни;

· усиленное реагирование на любые неожиданности или действия, предпринимаемые с целью вызвать испуг;

· затруднение сосредоточения внимания, ощущение «пустоты в голове» из-за тревоги и беспокойства;

· постоянная раздражительность;

· затруднения засыпания из-за беспокойства;

· чувствительность к шуму;

· нарушение сна — невозможность быстрого засыпания, беспокойный кратковременный сон с частыми пробуждениями, отсутствие чувства отдыха утром, «кошмарные» сновидения;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме:

Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий, дети переход ...

Способности
В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особеннос­ти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знани­ям, умениям и навыкам, имеющимс ...

Факторы и приемы управления тревожностью и стрессом
Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на орга­низм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает ...