Групповые динамические процессы семьи как малой группы

Статьи по психологии » Групповые динамические процессы семьи как малой группы » Групповые динамические процессы семьи как малой группы

Страница 3

В исследовании, проводимом нами в течение 2005-2007 гг. на совокупной выборке 422 человека возраста 18-58 лет, был использован метод геносоциограммы – графического изображения семейной родословной (Боуэн, 2005; Черников, 2001, Шутценбергер, 2004). Для получения качественных данных мы разработали авторское полуструктурированное интервью для ее анализа (Петрова, Крюкова), позволяющее изучить особенности значимых членов семьи, важные семейные правила, значение реликвий и фотографий, особые семейные события и др. Полученные результаты обрабатывались при помощи метода контент- анализа.

Осведомленность и качество представлений об истории семьи различна. Т.Л. Крюкова (2008) выделяет несколько типов геносоциограмм: слабая осведомленность выражаемая в «голых» геносоциограммах, включающих 3-7 человек. Это факт связан с реальным незнанием и оторванностью от членов семьи или сознательным отрывом от предков вследствие нарушения внутрисемейной коммуникации (конфликты, разводы и др.). Другой тип «витринные» геносоциограммы с большим количеством изображаемых членов семьи (150 человек и более). Наиболее распространен «средний» тип геносоциограммы, включающий представления о 4-5 поколениях, с высокой содержательной осведомленностью о судьбах предков и высоким эмоциональным откликом по отношению к отдельным фактам и событиям их жизни.

Анализ полученных при помощи интервью данных убедительно доказывает, что обращение к семейной истории и фигурам (образам) значимых предков может выступать действенным социальным ресурсом совладания в трудных жизненных ситуациях (Крюкова, Петрова, 2006, 2008). Ресурсность истории семьи и предков раскрывается в трех аспектах, которые мы предлагаем рассматривать как компоненты в его структуре. Во-первых, получение ресурсного состояния посредством позитивных эмоциональных переживаний и чувств, связанных с воспоминаниями о значимых людях, вещами и фотографиями, принадлежавшими им, непосредственного общения с прародителями (социальная поддержка) (эмоционально- чувственный компонент). Во-вторых, ресурсность может выражаться в использовании образа значимого предка как объекта идентификации в поведении и личностных чертах, в процессе личного сравнения (идентификационно-поведенческий компонент). И, наконец, подчеркивание интеллектуальной значимости знания о предках, истории семьи и влиянии этого знания на формирование ценностной сферы личности (интеллектуально-ценностный компонент). При этом в описании ресурсности образа предка наблюдается индивидуальное преобладание тех или иных аспектов. Так, например, у женщин, а так же жителей сельской местности в описании образа предка преобладает эмоционально-чувственный компонент, а у мужчин, особенно мужчин-горожан, чаще проявляется интеллектуально- ценностный.

Ситуации, в которых испытуемые обращаются к использованию данного ресурса – это чаще ситуации экзистенциального плана: связанные с процессом развития Я, поиском смыслов существования, ситуации выбора жизненного пути, кризисных состояний и сильных эмоциональных переживаний. Среди них наиболее часто называются: проблема выбора дальнейшего пути жизни (16 %), вопросы о будущем (27 % ответов), вопросы смысла жизни и ее сущности (36%).

Использование этого ресурса индивидуально вариативно, и более часто к нему обращаются женщины по сравнению с мужчинами. Доступность ресурса истории семьи, у всех испытуемых различна. Но даже при условии доступности этот ресурс нередко остается в потенциальном состоянии и не используются человеком. Мы убеждены, что получение и актуализация знаний истории семьи, находящейся в тесной связи с личной историей, открывает новые возможности в совладании и развитии человека. Средством для открытия, актуализации этого ресурса служит построение геносоциограммы, сбора и анализа информации о предках и истории семьи.

Страницы: 1 2 3 4

Также по теме:

Сравнительный анализ результатов исследования.
В ходе контрольного этапа исследования мы выявили уровень межличностных отношений детей старшего подросткового возраста 8 «б» класса школы № 30. Для этого были использованы те же методики, что и на начальном этапе констатирующего эксперим ...

Описание выборки и методов исследования
Для проведения исследования была организована выборка из 60 человек, из которых были сформированы 2 группы. В первую группу вошло 30 руководителей среднего звена в возрасте от 25 до 50 лет. Все 30 человек (100 %) занимают должности началь ...

Детско-родительское взаимодействие в семьях детей с симптомами дефицита внимания
Сегодня синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) входит в число наиболее «популярных» расстройств, как по оценкам специалистов, так и среди родителей. Практически во всех работах, посвященных данному вопросу, рассматривается воп ...