Семейная динамика – это изменения и трансформации в семейной системе в процессе ее жизненного цикла при проживании семьей последовательных этапов своего развития. В процессе семейной динамики члены семьи переживают предсказуемые, естественные или нормативные кризисы развития.
Они связаны с новыми задачами и содержанием жизнедеятельности, соответственными изменениями в составе и структуре семьи, в ролевых и коммуникативных стереотипах, ответственности, обязанностях, активности членов семьи в соответствии с функциями и задачами, выполняемыми семьей на каждом из этапов жизненного цикла. Такие изменения или трансформации в семейной системе обусловлены увеличением опыта и стажа совместной жизни, взрослением детей, прибавлением или убавлением членов семьи, уходом детей из родительской семьи и т.д.
Наряду с такой понимаемой нами в широком смысле слова семейной динамикой существует не менее важное, на наш взгляд, интенсивно разворачивающееся в семье как малой группе явление – это внутрисемейные групповые динамические процессы.
Внутрисемейные групповые динамические процессы - это показатели социального процесса интенсивного взаимодействия и взаимовлияния в семье. Они либо интегрируют членов семьи, создают семейную сплоченность и групповое согласие (group cohesion), сохраняют межличностные взаимоотношения, либо приводят к разобщенности членов семьи и распаду внутрисемейных отношений.
Процесс постоянного, интенсивного взаимодействия в семье как малой группе происходит в каждый конкретный момент ее жизни, является основой и важнейшим показателем семейной жизнедеятельности, т.к. члены семьи ежедневно общаются, обмениваются информацией, выполняют совместную деятельность, влияют и воздействуют друг на друга, выясняют и строят отношения. При этом, на наш взгляд, данные внутрисемейные групповые динамические процессы усиливаются и проявляются наиболее ярко и интенсивно в периоды переживания семьей трудностей, стрессов, угроз семейным ценностям и целостности. Чаще всего это происходит в ситуациях необходимости немедленного принятия решений, в периоды важных событий, нормативных кризисов (в период создания семьи, рождения ребенка и т.д.).
Нами проводится изучение групповых динамических процессов семьи как малой группы в понимании, которое было предложено школой К. Левина и отечественной школой Л.И. Уманского.
На данном этапе изучения нами проведено эмпирическое исследование специфики и динамики ролевой структуры семьи на четырех этапах ее жизненного цикла. В исследовании принимали участие 194 испытуемых, которых мы разделили на четыре группы: 1. Молодые супруги без детей (стаж брака до 2 лет) (30 семей, n=60). 2. Семьи с маленькими детьми до 3 лет (20 семей, n=40). 3. Семьи с детьми-подростками (30 семей, n=60). 4. Зрелые супруги на стадии «пустого гнезда» (17 семей, n=34).
Использовались методики: «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской (1987), «Ролевые ожидания партнеров» А.Н. Волковой (1979), «Измерение установок в супружеской паре» Ю.Е. Алешиной (1987).
Было доказано, что на каждом из изучаемых этапов жизненного цикла семьи существует собственная специфика распределения ролей между супругами, отражающая, в первую очередь, долю участия, вклад каждого супруга в выполнение основных семейных задач и функций. Так, молодые супруги на первом этапе жизни семьи единогласно разделили между мужем и женой традиционно приписываемые роли, в то время как за выполнение общесемейных задач (хозяин дома и организатор семейной субкультуры) между ними существует борьба и соперничество. В период рождения в семье первого ребенка жены берут на себя реализацию всех внутрисемейных дел и функций, тогда как мужья выполняют роли ответственного за материальное обеспечение семьи и сексуального партнера. В период подросткового возраста ребенка женщины активно участвуют в выполнении всех без исключения семейных ролей и функций, в то время как их мужья лишь делят с ними роли ответственного за материальное обеспечение семьи и сексуального партнера. У зрелых супругов на стадии «пустого гнезда» роли и функции устройства внутрисемейной жизнедеятельности выполняются преимущественно женами, тогда как роли организации пространства, быта и досуга семьи реализуют в основном мужья.
Также по теме:
Комплекс рекомендаций по улучшению коммуникативных особенностей подростков
Для того чтобы у человека развивалось умение правильно воспринимать и оценивать людей, необходимо, во-первых, чтобы он научился внимательно наблюдать за людьми, целенаправленно находить и умело использовать информацию, позволяющую ему суд ...
Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации
Коррекционная программа для младших школьников подготовлена кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой.
Цель: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ученика.
В группу в ...
Становление социальной психологии
Специфика становления советской социальной психологии обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, статусом этой дисциплины как пограничной между социологией и психологией (что дает основания рассмотреть ее развитие внутри каждой из наз ...
Разделы