Групповые динамические процессы семьи как малой группы

Статьи по психологии » Групповые динамические процессы семьи как малой группы » Групповые динамические процессы семьи как малой группы

Страница 2

Необходимо отметить, что жены в семьях на всех рассматриваемых этапах жизненного цикла выполняют основную нагрузку в реализации большего количества разнообразных ролей в семейной жизнедеятельности, что признается как самими женами, так и их мужьями. Такая особенность ролевого распределения в семьях может свидетельствовать о значительной ролевой перегрузке российских женщин в ходе всего семейного развития.

Мы выявили, что распределение ролей в семье далеко не всегда совпадает с ожиданиями супругов друг о друга и их притязаниями на выполнение тех или иных ролей в семейном взаимодействии. Оказалось, что совпадение ролевых ожиданий и притязаний с реально выполняемыми супругами ролями достигается лишь к периоду «пустого гнезда». Тогда как на более ранних этапах семейного развития наблюдается более или менее выраженный дисбаланс, характеризующийся ролевым напряжением в семейном взаимодействии, интенсивным распределением ролей, борьбой за лидерство и власть, несогласием, столкновениями и поиском супругами себя в системе внутрисемейных взаимоотношений. Такой дисбаланс, высокая интенсивность и постоянная динамика ролевой структуры семьи на начальных этапах семейного развития нередко приводит к внутренним ролевым конфликтам и ссорам между супругами, недовольству друг другом и семейной жизнью, возникновению внутрисемейных ролевых и личностных конфликтов, снижению общей удовлетворенности браком.

Исследование истории семьи при помощи метода геносоциограммы в процессе поиска ресурсов совладания

Начальная социализация ребенка, формирование его личности происходит в семье, с присущей ей структурой, особенностями взаимоотношений, правил и историей. Генеалогический порядок изначально определяет место каждого человека в общности, устанавливает и задает его границы и идентичность (Де Гольжак, 2003). Через усвоение социальных программ и сценариев, вырабатываемых многими поколениями в семье, изучение, осмысление образцов поведения, постижение истории предков и рода человек начинает строить свою индивидуальную историю.

Исследования истории семьи давно проводятся в зарубежной психологии. Почти 60% опрошенных американцев предпринимают активные действия по изучению истории своей семьи (Drake, 2004). К сожалению, в нашей стране дело обстоит иначе. Во многих семьях знание ее истории ограничивается знанием имен-отчеств и некоторых дат жизни родственников и предков в 2-3 поколениях. Это вызвано различными причинами: традициями (например, особенностью русского обряда вхождения жены в семью мужа и отрыв от собственных корней, хотя именно женщина считается во многих культурах хранительницей традиций и семейной истории); устремленность в будущее советского времени и отмена, запрещение многих обрядов и ритуалов как «пережитков прошлого»; преобладающий идеологический принцип «сын за отца не отвечает» и политическая история жизни общества (войны, раскулачивание, сталинские репрессий, как следствие - утрата связи с родственниками).

Однако, сила семейно-родственных связей достаточно высока в нашей стране. Современная российская семья сохраняет многопоколенную структуру, где старшие поколения занимают доминирующие позиции и оказывают различного рода значимую социальную поддержку (материальную, физическую, эмоциональную), а молодое поколение находится в материальной и часто эмоциональной зависимости от семьи. Нередко 3 и более поколений семьи живут под одной крышей, тесными и прочными являются эмоциональные связи в семье. По словам А.А. Шутценбергер (2003), семьи России часто представляют собой сильный социальный атом, клан, матрицу, исходя из которых, человек начинает строить свою идентичность.

Гипотезой нашего исследования было предположение, что работа по исследованию семейной истории приобретает особое значение в процессе совладания как осознанного, целенаправленного, адекватного ситуации и личностным диспозициям поведения, имеющего целью – справиться с трудной жизненной ситуацией, подчинить ее себе. В этом случае обращение к семейной истории, ее исследование может выступать социальным ресурсом. В понятие ресурса совладающего поведения мы включаем личностные и средовые средства, ценности, возможности, которые имеются в наличии в потенциальном состоянии и которые человек может осознанно использовать, актуализировать при необходимости для успешного совладания со стрессом.

Страницы: 1 2 3 4

Также по теме:

Понятие «индивидуально-психологические особенности личности»
Каждый человек отличается от других огромным, поистине неисчерпаемым числом индивидуальных особенностей, то есть особенностей, присущих именно ему как индивидууму. Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных свойств человека, от ...

Понятие памяти и механизма запоминания
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памят ...

Методика Ч. Спилбергера – Ю. Ханина
Для уточнения гипотезы мы использовали методику диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга (1966-1973 гг.), которая является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личност ...