Взаимодействие и общение в группе

Зарубежная психология перенесла центр тяжести при изучении малых групп на исследование особенностей межличностного общения индивидов в группах, рассматривая его в контексте симпатий и антипатий, безразличия и привязанности, которые испытывают друг к другу индивиды в процессе общения и взаимодействия.

Согласно мнению представителей групповой динамики (М. Аргайл, Р. Бейлс, А. Зандер, Д. Картрайг, А. Харе), характер и особенности межличностного общения индивидов в малых группах определяют и обусловливают собой все важнейшие групповые характеристики [3, 9, 18]. Таким образом, сплоченность группы, уровень интегративпой деятельности ее членов, положение индивида в группе, его самооценка, уровень притязаний, устойчивость или конформность, способность группы противостоять силам, направленным на ослабление или разрыв внутригрупповых связей, тип лидерства - все эти важнейшие характеристики якобы зависят прежде всего от характера и особенностей протекания коммуникативных актов между членами группы, или, другими словами, от особенностей взаимодействия, индивидов.

Т. Ньюком ввел понятие баланса в межличностную коммуникацию - было высказано предположение, что увеличение контактов способствует симметрии ориентации, т.е. балансу в группе [18].

Все важнейшие феномены, при помощи которых можно описать процессы взаимоотношений личностей с группами, раскрываются в современной зарубежной социальной психологии исходя из анализа социального взаимодействия и коммуникативных актов - такой подход разработан и предложен М. Аргайлом, Р. Бейлсон, Д. Картрайтом, Т. Ньюкомом, А. Харе, Г. Хомансом [3, 9, 18].

Основными единицами анализа деятельности группы у Р. Бейлса, Г. Хоманса и др. является частота, интенсивность контактов (взаимодействий), т. е. единицы количественного измерения. Важнейшим индикатором положения человека в группе, уровня его активности они считают количество взаимодействий или коммуникативных актов, которыми он обменивается с членами группы. Причем имеются в виду не просто взаимодействия или коммуникации, а взаимодействия и коммуникации, имеющие определенную эмоциональную окраску и содержание.

Р. Бейлс считает, что взаимодействие происходит тогда, когда субъект производит какую-либо единицу действия, значимую и определенную (слово, жест, акт поведения) и когда эта единица является для другого субъекта источником определенной информации, стимулом, заставляющим его реагировать тем или иным способом. Р. Бейлс различает 12 признаков поведения при взаимодействии членов групп [18]:

1) стремится к солидарности, подбадривает других членов группы, поддерживает моральный дух группы;

2) спокоен, чувствует удовлетворение, легко и непринужденно держит себя со всеми;

3) одобряет, молча свидетельствует о своем присоединении;

4) предлагает, указывает направление, но всегда в корректной форме;

5) высказывает мнение, оценивает;

6) дает информацию, разъясняет;

7) требует информации, просит повторить (в категорической или мягкой форме);

8) интересуется оценкой своих действий;

9) просит указаний о возможных путях действий;

10) высказывает неодобрение, отказывается от участия;

11) проявляет напряженность (стесненность, беспокойство, фрустрацию);

12) проявляет агрессивность, унижая других, стремится подорвать моральный дух группы.

Р. Бейлс утверждает, что, зная процентное отношение каждой из перечисленных выше категорий к общей совокупности коммуникативных актов, можно составить себе определенное представление о каждом члене группы, его месте в структуре групповых отношений [18]. Существуют и другие способы регистрации взаимодействий индивидов в составе малых групп: система Хейнса, Картера, однако наиболее доступной и простой является система, предложенная Р. Бейлсом.

Таким образом, продолжительность взаимодействий, их частота и содержание стали в современной зарубежной психологии исходными понятиями для анализа малых групп и их феноменов.

Также по теме:

Ход эмпирического исследования и основные результаты
Исследование агрессии младших подростков мы проводили с использованием опросника Басса-Дарки - одной из наиболее популярных методик для исследования агрессии. Этот опросник был разработан в 60-х годах и основной задачей, стоящей перед ав ...

О методах изучения удовлетворенности трудом
Удовлетворенность трудом продолжает быть главной областью интереса в исследованиях индустриальной и организационной психологии. Ее исследование продолжает приносить большое количество результатов, относящихся к организационному поведению. ...

Характеристика депрессии
Термин "депрессия" применяется для описания многих состояний человека. Этот термин широко используется и может обозначать различные формы субъективного дистресса. О депрессии часто говорят применительно к острой стадии нервного ...