На сегодняшний день город не изучается как глобальное целостное образование, а изучаются только частные его аспекты, например: организация рекламы на улице, создание памятников и мест отдыха. Часто архитекторами не учитывается фактор целостности среды, и формирование пространства города идёт исходя из прагматических целей и идей целесообразности. А город как жизненное пространство несёт ряд психологических функций, которые связаны с реализацией специфических потребностей человека, о которых часто забывают в современном градостроительстве, поэтому часто облик города не учитывает человеческого назначения жизни. Поэтому и выбор специальностей в нашем исследовании был не случаен, так как инженеры-строители, это те специалисты, которые формируют среду, а психологи – это те специалисты, которые изучают воздействие городской среды и связанное с ним поведение человека. Актуальность темы исследования обусловлена слабой изученностью области психологии жизненной среды. Разработка данной темы важна для решения прикладных задач, таких как формирование облика современного города, так и работы психолога, ориентированного на оптимизацию жизнедеятельности человека.
Темой восприятия образа города занимались такие психологи как Гибсон Дж., Линч К., Штейнбах Х.Э., Еленский В.И., Черноушек М., Леонтьев А. Н. и другие.
Образ города - семантическая конструкция (система знаков), задающая схемы восприятия города (являющаяся одновременно сенсорно – информационным фильтром), на основе которого отбираются значимые аспекты и предметы городской жизни. В основе понятия "образ города" лежит идея единства, взаимообусловленности среды и образа жизни. Ментальная схема – это то, что человек конструирует, на основе своего опыта и впечатлений взаимоотношения со средой.
Объектом данного исследования является: образ города.
Предметом исследования: особенности восприятия образа г. Тольятти студентами различных профессиональных направленностей (психологического и инженерно-строительного факультетов).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что восприятие образа г. Тольятти студентами различных профессиональных направленностей будет отличаться, и расхождение в большей степени будет проявлено в когнитивном и эмоциональном компоненте образа города.
Базу исследования составили студенты 2-х (19 чел.), 3-х (29 чел.) 5-х (17 чел.) курсов психологического факультета и 2-х (9 чел.), 4-х (22 чел.) курсов инженерно-строительного факультета Тольяттинского Государственного Университета.
Нами были подобраны батареи методик, в соответствии с поставленными задачами: 1) методика построения когнитивных карт К. Линча; 2) методика цветовых предпочтений Серова Н. В.; 3) анкета "Предпочитаемые районы города" Штейнбах Х.Э.; 4) анкета "Значимое место в городе" Черноушек М.;
Проведенное исследование показало, что образ г. Тольятти у студентов различных специальностей метрически не соответствует реальной среде города (перевернутое расположение районов). Этот вывод нас удивил, но это подтверждает мысль о том, что ментальная карта – является продуктом опыта, а не знаний и что вполне вероятно, что в основу ментальной карты положены ранние переживания, так как все являются в основном уроженцами города.
В восприятии "реального" образа г. Тольятти у студентов всех направленностей доминируют схожие характеристики такие как: предпочтение идеального мира, а не материального; упорство и сопротивляемость изменениям и постоянство воззрений; хаос мыслей, неуравновешенность, шараханье из стороны в сторону.
Также по теме:
Виды и основные свойства внимания
Выделяют три основных вида внимания – непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.
Внимание, возникающее без всякого намерения и без заранее поставленной цели с нашей стороны, называется непроизвольным или преднамеренным. Факторами, ...
Анализ исследования уровня субъективного контроля, интернальности.
Результаты полученные в ходе исследования приведены в таблице 3.7 «Исследование уровня субъективного контроля».
Таблица 3.7
Группа
уровни
Уровень субъективного контроля.
Ио
Ид
Ин
Ис
Ип
Им
Из
Эксперим ...
Гипократ – один из самых видных врачей Древней Греции.
Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей. Определенный круг медицинских знаний он получил от отца, Кроме того, Гиппократ учился медицине на острове Кос. Путешествия дали возможность Гиппократу познакомиться с достижениями др ...
Разделы