Курт Левин

Страница 1

К.Левин является автором и основателем психологической теории поля. Теория психологического поля – метод анализа жизненного пространства отдельного человека или группы людей, описывающий закономерности поведения и взаимодействия индивидов, а так же раскрывающий различные психологические явления.

«Лучше всего теорию поля охарактеризовать, как метод, а именно метод анализа причинных соотношений и построения научных конструкций»[26]

Основы теории поля заключены в следующих понятиях: Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т. д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение — это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени.

Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства — все, что может быть осознано человеком. Событие — результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве.[27]

Связь между регионами осуществляется посредством локомоций. Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе.

Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий — отрицательную. Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека. Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность.

Развитие личности Курт Левин описывал как движение от одного региона к другому, являющемуся новым для индивида, то есть включение в жизненное пространство какой-то новой неизвестной зоны, движение к которой реорганизует все пространство в целом. Еще один конструкт, который использует Левин для описания развития личности, — это дифференцированность личностного пространства. Чем больше дифференциация, тем на более высокой ступени развития находится личность. Дифференциация характеризуется широтой и степенью. Поэтому развитие можно описать как:

· увеличение широты жизненного пространства в отношении

а) того, что является частью психологического настоящего;

б) временной перспективы в направлении психологического прошлого и психологического будущего;

в) измерения реальность—ирреальность;

· растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей деятельности;

· растущую организацию жизненного пространства;

· изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства.

.

Видимо, невозможность достичь равновесия на другом, новом уровне жизненного пространства может быть препятствием на пути к развитию человека. К.Левин отмечает:

1. Любая фиксация достаточно большой части целого в неизмененном состоянии должна вести к регрессии. Насыщение может возникать в ситуации, в которой одна и та же деятельность повторяется снова и снова, то есть когда определенные области человека удерживаются в более или менее неизмененном состоянии.

2. Мы должны ожидать регрессию, если уменьшается прочность границ.

3. Ограничение вариантов паттернов вызвано двумя группами факторов. Одна группа имеет отношение к степени дифференциации, диаметру целого и прочности границ секторов. Вторая группа касается диапазона состояний, которые может иметь регион, не исчезая Левин полагал, что в отношении первой группы факторов изменения происходят у взрослых, а в отношении второй — у детей.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Особенности памяти при нормальном и нарушенном развитии в детском возрасте
Знаниям о психологических особенностях детей всегда придавалось огромное значение. Особого внимания требуют к себе дошкольный возраст, когда детский организм подвержен влиянию многих факторов, и любое промедление в своевременной диагности ...

Классификация ролей
В работах, посвященных ролевым теориям, можно найти множество классификаций ролей по различным критериям. Степень единства и четкости представлений о ролевых требованиях у членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ...

Обучение диалогической речи на старшем этапе. Специфика обучения диалогической речи
В диалогическом общении реализуется эффективный и быстрый обмен информацией, мыслями и суждениями внутри различных общественных групп и в межличностном бытовом общении. Из непосредственного обмена высказываниями двух или более собеседнико ...