Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит практически на протяжении всего «детского» этапа онтогенеза, т. е. в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, причем этот процесс, естественно, не заканчивается с окончанием периода детства и наступлением взрослости.
Каждый этап онтогенеза вносит свой специфический вклад в превращение ребенка в будущих мужчину и женщину, но подростковый возраст как период полового созревания занимает особое место. Именно в это время проблемы, связанные с полом, психосексуальным развитием и поведением, формированием системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации, характеризующих представление человека о себе как о мужчине или женщине, т. е. все то, что составляет основное содержание понятия «психосексуальная идентичность», выходят на первый план как в формировании личности детей данного возраста, так и в тех направлениях воспитательной работы с ними, которые требуют наибольшего внимания педагогов. [53]
Осознание и переживание человеком своей половой идентичности предполагают наличие у него сформированных образцов, эталонов мужского и женского образов, моделей маскулинности и фемининности. Они включают в себя представления о наиболее значимых и привлекательных качествах личности, особенностях взаимоотношений и формах поведения мужчин и женщин. На характер представлений о маскулинности и фемининности большое влияние оказывают общественно-производственные и семейные функции мужчин и женщин в современном обществе, типичные или наиболее приемлемые для представителя каждого пола сферы деятельности, а также соотношение — сравнительная значимость двух важнейших для каждого человека сфер жизнедеятельности - работы и семьи.
С этой точки зрения развитую личность характеризуют гармоничное сочетание качеств, которые необходимы для успешного достижения высокого социального и профессионального статуса (энергичность, деловитость, целеустремленность и т. п.), с положительными коммуникативными качествами (внимательность, чуткость, деликатность, заботливость и др.).
Однако реальные проявления маскулинности-фемининности, равно как и представления о том, какими должны быть «настоящие» мужчины и женщины, часто далеки от таких идеальных моделей, они обнаруживают широкий спектр вариантов, в которых отражаются мнения людей разных социальных, национальных, возрастных и других групп.
Многообразие представлений обнаруживается, в частности, и в том, какова доля в полоролевом стереотипе «типично мужских» и «типично женских» особенностей, в их соотношении и иерархии - доминируют одни какие-либо особенности или черты мужественности - женственности или они представлены в оптимальном, соответствующем данному полу сочетании. Наиболее ярко половая дифференциация проявляется в преобладании следующих качеств (первое качество каждой пары характеризует маскулинность, второе - фемининность): активность - пассивность, властность - подчиняемость, сдержанность - вспыльчивость, рассудочность - эмоциональность, агрессивность - миролюбие, уверенность - неуверенность. Именно по этим особенностям различают контрастные, альтернативные модели (либо маскулинность, либо фемининность), континуальные (чем больше М, тем меньше Ф), или аддитивные, взаимодополняющие, в которых М и Ф образуют независимые переменные с незначительным преобладанием адекватных данному полу черт (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган). [30 ]
Подростковый возраст — это период, когда содержание представлений о наиболее ценных и привлекательных качествах личности мужчин и женщин существенно расширяется, распространяется на все более далекие от актуальных интересов детей области, превращается из «внешних», культивируемых извне социальных значений во «внутренние» детерминанты поведения, интериоризованные до уровня личностных смыслов (В. Е. Каган). Соответствие или несоответствие представлений подростка о себе имеющимся у него эталонам маскулинности-фемининности, образам «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», по мнению многих исследователей, оказывает существенное влияние на различные аспекты личностного развития, на характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. При этом вероятность появления конфликтов, связанных с психосексуальным развитием в пубертатном периоде, одинаково высока как для мальчиков, так и для девочек, но конфликты, проблемы и переживания мальчиков ярче выражены в их поведении, более известны и «ожидаемы» педагогами, а у девочек они часто скрыты, замаскированы социально одобряемым поведением, а заметными для окружающих становятся на поздней фазе их образования (Т. А. Воротилина, В. В. Егорова, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган). [30,14]
Также по теме:
Несколько фактов интеллектуального поведения животных
1. Опыт принадлежит нашему советскому физиологу – профессору кафедры нервной деятельности университета Л. В. Крушинскому и называется опытом с экстраполяционным рефлексом. В данном случае речь идет тоже о восприятии отношений, но уже не п ...
Задачи, методики и результаты эксперимента
Согласно цели исследования проведено обследование студентов второго курса Воркутинского филиала СПбГТУ очного и заочного отделения, обучающиеся по специальности «Автоматизация горного производства» до сессии и после окончания экзаменов. В ...
Методика «Диагностика направленности руководителя» А.А. Ершова
Тест конкретных ситуаций разработан и апробирован психологом труда А.А. Ершовым. По его мнению, связь между личностными характеристиками и эффективностью деятельности опосредуется такими социально-психологическими факторами, как позиция л ...
Разделы