Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений

Статьи по психологии » Гуманизация процесса обучения элементам математики в дошкольных учреждениях » Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений

Страница 4

Вадик — ребенок, требующий особого внимания. Долгое время он не при­нимал никакого участия в занятиях, упорно отказывался отвечать на вопросы. Воспитатель заметил, что мальчик любит ласку. Если же к нему обратиться строго и официально, он сразу замыкается в себе, и тогда от него нельзя добиться ни слова. Дома у Вадика неблагоприятная обстановка: отца нет, мать нервная, раздражительная, несдержанная в обращении с ребенком. Но мальчик обладает прекрасными душевными качествами. Он очень добродушен, чуток, всегда старается утешить обиженных, трудолюбив и часто, по собственному побуждению, помогает дежурным в их общественных обязан­ностях. Но вместе с тем Вадик имеет слабое общее развитие и способности у него ограниченные.

При поступлении в детский сад Вадик был определен в старшую группу. Он отставал по всем разделам программы, хотя на занятиях сидел спокойно. Но даже по его внешнему виду (лицо безразличное, скучающее, он иногда зевал) можно было заметить, что мальчик далек от всего, чем заняты осталь­ные дети.

Воспитатель систематически проводил с ним индивидуальные занятия по математике, используя наглядный материал; он старался увлечь мальчика, подбирал вопросы и задания в соответствии с его знаниями.

Вадика посадили за стол с более развитыми детьми. Безусловно, их влия­ние было положительным, но у Вадика стала особенно проявляться такая черта, как подражательность, отсутствие самостоятельности. И тогда воспитатель намечает в плане предстоящего занятия: «Вадика посадить со Светой, чтобы они самостоятельно выполняли задания».

Но на этом же занятии педагог будет проводить индивидуальную работу не только с Вадиком, и вот в плане появляется запись: « .Анжелу посадить за первый стол, чтобы помочь ей в развитии произвольного внимания. До за­нятия поупражняться с Аллой и Витей в сравнении смежных чисел, так как эти дети не были на предыдущем занятии. Вызвать Витю, который не любит считать, а только отгадывает. Нине, Вале и Ире дать облегченные варианты».

В соответствии с планом Алла и Витя перед занятием были привлечены к подготовке к нему. Они раскладывали на столах карточки с двумя полос­ками. Воспитатель попросил Аллу положить на первый стол четыре карточки, а на следующий — на одну меньше и т. д. Когда все карточки были разложе­ны, он предложил Вите сосчитать и сказать, на каких столах карточек больше, на каких меньше.

На занятии педагог усадил Вадика за один стол со Светой и дал задание всем детям: положить на верхнюю полоску три синих кружка. Хотя с этим заданием справились все, он вызвал только тех, кто еще плохо считает (Валю, Иру, Нину), и предложил им положить на нижнюю полоску на один кружок больше. Лишь удовлетворившись их действиями, он дал всем детям следующее, более сложное задание: положить на верхнюю полоску семь синих кружков, а на нижнюю — красные, на один меньше. Вадику было предложено повторить задание. Он медленно поднялся и ответил правильно. Воспитатель похвалил мальчика, сказав, что он был внимательным и потому хорошо понял, что нужно делать.

Во время выполнения детьми задания воспитатель подходил к Нине, Вале и Ире, помогал им сосчитать кружки, правильно расположить их.

Использование дидактического материала позволяло педагогу видеть, как дети справились с заданием. Вадик старался выполнить его самостоятельно. Света все уже сделала и пыталась помочь ему разложить кружки, но он, не поднимая глаз, сосредоточенно продолжал свою работу.

На этом занятии воспитатель старался всячески подчеркивать, что Вадик справляется с заданием самостоятельно. Об этом же он сказал, и подытожи­вая занятие. Вадик смотрел на всех несколько растерянно, но с достоинством Дети тоже были довольны, они любили Вадика за его доброжелательность.

Как видим, индивидуальный подход к детям на занятии был заранее предусмотрен в плане, который составлялся воспитате­лем на основе анализа предыдущего занятия по математике. И, конечно же, все достижения должны быть зафиксированы им в дневнике и в журнале по учету работы.

Наиболее ответственным и интересным моментом в занятиях по развитию элементарных математических представлений, в ко­торый в наибольшей степени раскрываются индивидуальные особенности каждого ребенка, является самостоятельное составле­ние задач самими детьми. Здесь очень важен дифференцированный подход, помогающий выявлению и развитию способностей; детей. Ни в коем случае нельзя сдерживать или каким бы то ни было образом подавлять их активность, нужно умело вовлекать в работу всех пассивных. Приведем пример.

Страницы: 1 2 3 4 5

Также по теме:

История изучения индивидуальности в зарубежной психологии
Интерес к проблеме индивидуальных различий прослеживается уже в работах древнегреческих и древнеримских философов и врачей (Гиппократа, Феофраста, Галена). Исследователей того времени интересовал, главным образом, вопрос взаимосвязи психи ...

Эрик Эриксон
Основной вклад Эриксона в изучение личности заключается в том, что, наряду с фрейдовскими стадиями психосексуального развития, он, во-первых, показал, как человек одновременно проходит стадии психосоциального развития и стадии развития эг ...

Характеристика рассеянности
Этим словом обозначается определенный недостаток внимания, часто дающий себя знать при обучении в школе. Различают два вида рассеянности. Первый вид рассеянности – это непреднамеренная, непроизвольная отвлекаемость от основной деятельнос ...