У дошкольников интенсивно протекают процессы физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга. Можно отметить такую закономерность; чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменными — замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15—20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация». Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника как в физическом, так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.
Отличительной возрастной особенностью дошкольников является также быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, что создает благоприятные условия для воспитания и, обучения. Многие знания, которые дети получают в раннем детстве, сохраняются у них на всю жизнь.
Педагогические и психологические исследования современных ученых показали, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения и что если их не использовать в должной мере, то формированию личности можно нанести огромный ущерб, который трудно восполнить в последующие периоды.
Возьмем, например, такую характерную возрастную особенность дошкольников, как подражание. Она облегчает детям усвоение знаний, овладение навыками и умениями в процессе непосредственного восприятия и наблюдения. Если же стремлением детей к подражанию не руководить, это может привести к весьма отрицательным последствиям.
В целях развития умственных способностей детей очень важно не допускать в детском саду формальных занятий, когда соблюдается только внешняя форма их проведения: «Все занимаются, с полученным заданием справляются». Необходимо во всех случаях руководствоваться педагогической оценкой, а именно: что занятие дало каждому ребенку в смысле его всестороннего развития? Был ли правильно определен удельный вес заданий в соответствии с возможностями детей? Как осуществлялся индивидуальный подход к каждому? Как использовались характерные особенности возраста? Но если на занятии давать только готовые образцы, рассказывая подробно о всем процессе работы, несмотря на то что аналогичные занятия уже проводились несколько раз, дети привыкают к обязательному показу, ждут его и не решаются проявить свою инициативу. Активность и творческие способности в таком случае не только не развиваются, но даже подавляются. Впоследствии подражательность может оказать отрицательное влияние на все развитие ребенка.
Дети дошкольного возраста любят слушать по нескольку раз знакомые им рассказы, песни, стихи, играть в одни и те же игры. Это объясняется особенностями детского восприятия. Склонность детей к повторению является ценным качеством, способствующим приобретению и закреплению умений и навыков, но это нужно правильно использовать. Повторение должно сочетаться с постепенным нарастанием и усложнением материала. Это очень важное и необходимое условие организации педагогического процесса.
Одной из особенностей дошкольников является и то, что они очень любят делиться друг с другом своими знаниями и умениями. В детских садах приходится наблюдать, как дети учат друг друга читать стихи, обучают трудовым умениям, объясняют правила поведения, проявляя при этом большое терпение и такт. Н. К. Крупская объясняла эту особенность активностью детской натуры, а также тем, что в психическом отношении ребенок всегда ближе к другому ребенку, поэтому он может доступнее все объяснить, нежели взрослый. Такую особенность возраста необходимо использовать для воспитания чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи.
Дети дошкольного возраста обычно легко запоминают услышанное, часто запоминают механически, не вдумываясь в смысл услышанного, как правило, не понимая его. Эта особенность дошкольников может легко ввести взрослого в заблуждение относительно уровня их умственного развития. Иногда воспитатель незаслуженно восхищается ребенком, который с легкостью повторяет чужие слова, не понимая их смысла, и считает неразвитым и даже отсталым ребенка, который хочет выразить понятое им своими словами, но не может сразу найти подходящие слова.
Поэтому необходимо всегда проверять, понимают ли дети то, о чем они говорят, чтобы не воспитать из них, как говорила Н. К. Крупская, «фразеров и болтунов». Кроме того, выяснение степени понимания детьми своих высказываний способствует развитию у них логического мышления, что является очень важным условием их умственного развития и подготовки к школе.
Детям дошкольного возраста свойственно непроизвольное внимание, они легко отвлекаются и не могут длительное время быть сосредоточенными на каком-либо одном предмете или явлении. Об этой их особенности необходимо помнить и в воспитательной и в учебной работе, использовать различные методы и средств для развития произвольного внимания детей. К. Д. Ушинский считал воспитание внимания совершенно необходимым условием в подготовке детей к школе, к успешному их обучению.
Особенностью дошкольников является также их эмоциональность и впечатлительность. От этого во многом зависит развитие ряда психических свойств личности ребенка. Н. К. Крупская подчеркивала влияние эмоций на развитие психических процессов и проявлений, которые имеют большое значение в воспитании и обучении детей. «Эмоция, - писала она, - определяет направление интереса, интерес обусловливает внимание, внимание - память...»[1].
Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой — менее. Память, мышление, внимание могут быть самыми различными у разных детей.
- Влияние деятельности на психическое развитие ребенка
- Общение и психическое развитие ребенка
- Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений
- Идеальная цель воспитания
- Объективный и субъективный характер цели воспитания
- Концепции воспитания дошкольников
- Заключение
Также по теме:
Возрастной подход к изучению взрослого человека
В истории развития возрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и ю ...
Понятие дауншифтинг и история его возникновения
В толковых словарях русского языка слово «дауншифтер» обозначает человека, который уходит с напряженной работы, чтобы вести более простую жизнь. Еще одно определение гласит, что дауншифтеры – это прямая антитеза стремившихся к приобретени ...
Влияние средств массовой информации
Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет.
С одной стороны, это связано с глобальными мак ...
Разделы