Ребенок с момента рождения окружен близкими ему людьми. Он не мог бы прожить и нескольких дней без постоянного ухода и внимания со стороны взрослых. И важно не только то, что взрослые кормят, моют, пеленают младенца. Не меньшее значение для его нормального развития и даже для сохранения самой его жизни с самого начала имеет общение. Взрослый склоняется над ребенком, улыбается ему, берет его на руки, разговаривает (не беда, что малыш еще не понимает слов) и этим вызывает у самого ребенка уже в полтора-два месяца улыбку, двигательное оживление, ответные звуки. Так начинает складываться первая деятельность ребенка—деятельность эмоционального общения.
Младенцы, с которыми взрослые мало общаются, резко отстают в развитии и нередко даже погибают. Это обнаружилось в годы первой и второй мировых войн, когда много маленьких детей, лишившись родителей, оказались в приютах, Домах ребенка, где не хватало персонала. Несмотря на то что дети были обеспечены нормальным питанием и необходимыми санитарно-гигиеническими условиями, процент детской смертности был очень высок, а те, которые выживали, развивались плохо — они вовремя не садились, не начинали ходить и говорить, оставались безучастными ко всему окружающему. Налаживание общения оказалось единственным средством, которое помогало преодолеть эту отсталость в развитии.
Общение и в дальнейшем остается источником психического развития ребенка. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая сама становится важнейшим средством общения и играет огромную роль в деятельности ребенка и в познании им окружающего мира.
Общаясь со взрослыми, ребенок усваивает, для чего нужны предметы, как с ними следует обращаться, сам начинает овладевать разнообразными действиями. В играх он, пользуясь сведениями, полученными от взрослых, изображает еще недоступные ему действия людей, их отношения между собой. Мы уже говорили о том, как влияет на психическое развитие ребенка его деятельность. Но эта деятельность сама не могла бы развиваться, если бы взрослые не общались с ребенком, не передавали бы ему разными путями опыт, накопленный человечеством.
Основным путем передачи этого опыта является обучение — общение взрослого с детьми, специально направленное на то, чтобы развить их деятельность, дать им необходимые для выполнения деятельности знания, умения и навыки.
Один из главных вопросов, которые решает психология,— вопрос о взаимосвязи обучения и психического развития.
Ведущая роль обучения. Что «идет впереди» — обучение или психическое развитие ребенка? На первый взгляд представляется, что развитие: ведь для того, чтобы обучать ребенка чему-то, нужно, чтобы он был к этому подготовлен: мог понять, усвоить то, чему его учат, т. е. был достаточно для этого развит. Чем младше ребенок, тем более просты доступные ему знания и умения. Было бы странно пытаться показывать двухлетнему ребенку, как пишутся буквы, или объяснять четырех-шестилетнему устройство атомного реактора.
На каждой ступени развития обучение должно учитывать, что может усвоить ребенок. Но достаточно задать вопрос, откуда- возник тот уровень развития, которого он уже достиг, чтобы стало ясно: это — результат предшествующего обучения. Да, двухлетний ребенок еще не готов к тому, чтобы научиться писать буквы, но его вполне можно научить, например, правильно держать ложку или узнавать изображенную на картинке собаку. И можно только потому, что до этого он учился более простым действиям, и при этом у него развились движения, восприятие, речь.
Обучение всегда опережает развитие. Это опережение выражается в том, что в процессе обучения — под руководством взрослого, вместе с ним — ребенок всегда может сделать больше, чем самостоятельно.
Опираясь на уже имеющиеся возможности ребенка, обучение каждый раз создает новые возможности.
Также по теме:
Функции имиджа
Имидж призван сэкономить наше время. Он задает апробированные пути идентификации объекта. Объект в результате становится узнаваемым и неопасным. Мы начинаем легко прогнозировать его действия. Назовем эту функцию имиджа идентификацией.
Ес ...
Гуманистический контекст психологической помощи в социальной работе
«Вспомни, откуда ты пришел и куда ты идешь, и прежде всего, подумай о том, почему ты создал беспорядок, в который сам попал».
Р.Бах
Гуманистическая психология имеет множество направлений и модификаций, представляемых различными авторами ...
Анализ результатов исследования
После проведения исследования данные были занесены в таблицу (см. прил. 1).
Выделим для каждого испытуемого определяющий тип общей эмоциональной направленности и подсчитаем кол-во вхождений в каждый тип эмоций (табл. 1).
Таблица 1. Пред ...
Разделы