Индивидуальная работа с отстающими детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребят систематически упражняют в счетных навыках в повседневной жизни, а не только на занятиях по математике. Предлогов для таких упражнений можно много найти в жизни дошкольных учреждений, и важно, чтобы на первых порах они были особенно интересными. Например, можно попросить нескольких детей помочь воспитателю или заведующей навести порядок в шкафу с дидактическими пособиями и материалами и при этом дать им задание аккуратно поставить коробки цветных карандашей, краски, кисточки: коробки поставить в стопки по пять или шесть и т.д.; кисточки расставить тоже по определенному количеству штук. Детей нужно предупредить, что во избежание ошибки они должны пересчитать не один раз и сделать так, чтобы везде было поровну. Для таких поручений лучше использовать двух-трех ребят, с тем чтобы они смогли сосредоточиться, не мешать друг другу и обеспечить взаимоконтроль. Воспитатель обязательно должен не только проконтролировать выполнение поручения, но и дать в оценку стараниям детей. Работу с отстающими нужно проводить ежедневно.
Игры тоже можно использовать для упражнения детей в счете. Особенно большие возможности в этом плане у таких игр, как в трамвай, в автобус, в театр, в магазин, где дети расплачиваются «деньгами», отсчитывая их в зависимости от «цены» приобретаемого предмета.
При этом очень важно, чтобы каждый играющий рассчитывался сам за себя, чтобы считали и покупатели, и продавцы, и кассиры.
Индивидуальная работа с детьми невозможна без проникновения в их мир, в переживания каждого ребенка, без понимания его настроения. Воспитатель должен быть очень чутким, и это великое искусство.
Вот выдержка из дневника молодого воспитателя:
«У меня в руках рисунок Вовы на условие задачи. Это не самая оригинальная задача, но сейчас важно не оставить незамеченным старание ребенка, его маленький успех. Составляю по его рисунку задачу. Глаза Вовы сияют радостью и гордостью. Его задачу решает вся группа! Как это приятно почувствовать уверенность в себе, в своих силах. А для меня сейчас очень важно внушить мальчику эту уверенность .»
Как же осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе общего занятия по математике? Как суметь каждому уделить необходимое внимание?
Большую помощь воспитателю в данном случае окажет четкое планирование. Составляя план очередного занятия по развитию элементарных математических представлений, педагог должен обязательно учесть работу с отдельными детьми, принимая во внимание их индивидуальные проявления, которые он мог лично наблюдать. Здесь ему, безусловно, пригодится материал, обобщенный им в таблице, подобной той, которая приведена в приложении. Если у воспитателя нет такой таблицы, ему приходится обращаться только к своей памяти, но ведь не все может удержаться в памяти.
Приступая к планированию занятия, воспитателю необходимо просмотреть и проанализировать записи, в которых подводятся итоги предыдущего занятия по математике. В этих записях должно быть отражено, кто из детей и почему не проявлял активности, кто слабо усвоил новый материал, а кто хорошо, чем проявили себя отдельные дети, кому были сделаны замечания и по какому поводу. Опираясь на эти записи, педагог при планировании следующего занятия может заранее предусмотреть, кого нужно спросить при повторении пройденного материала, наметить последовательность вызова детей и обосновать мотивы вызова, наметить, кому следует дать облегченные варианты задач, а кому потруднее, с кем позаниматься до занятия.
Конечно, в рамках одного занятия невозможно уделить достаточно внимания всем без исключения детям. Но планирование позволяет постепенно вести работу с каждым ребенком, продолжать ее и в других видах детской деятельности.
Приведем пример индивидуальной работы с детьми на занятиях по развитию элементарных математических представлений, которая велась в одном из детских садов Минска.
Воспитатель подготовительной к школе группы, планируя занятие по закреплению умений детей сравнивать на конкретном материале смежные числа в пределах 8, просматривал итоги предыдущего занятия по математике, и его внимание привлекла запись о поведении Вадика: «Вадик по-прежнему не хочет думать самостоятельно, не выполняет задания, пока не увидит, как его выполнили дети, сидящие с ним за одним столом».
Также по теме:
Труд как фактор воздействия на личность
Труду как особому фактору воздействия всегда отводилось особое место. Причина этого заключается в том, что труд является специфической человеческой деятельностью, формирующей личность. Труд является тем мерилом, по отношению к которому из ...
Определение и структура самоотношения личности
Личность – системообразование, не только имеющее определённый статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к себе и характеризующееся особым образованием – подстру ...
Внешняя
и внутренняя деятельность
Согласно А.Н. Леонтьеву различают деятельность внешнюю и внутреннюю. Внешняя — это деятельность с предметами материального мира или их обозначениями, она называется, соответственно, материальная и материализованная. Внутренняя — это деяте ...
Разделы