Научно-методологические подходы к изучению общения

Страница 7

3. Дестабилизирующая – угрозы, оскорбления и т.д.,

и четыре основные функции общения:

1) Инструментальная – координация деятельности путём общения;

2) Синдикативная – создание общности, группы;

3) Самовыражения;

4) Трансляционная функция – очень важна в педагогическом общении, т.к. лежит в основе обучения личности.

Более детальный анализ функций общения позволяет выделить контактную, информационную, побудительную, координационную, функцию понимания, эмотивную функцию установления отношений и функцию оказания влияния (Л. А. Корпенко).

В 1960 году Р. Якобсон выделил шесть основных функций речи:

1. Эмотивная (экспрессивная, аффективная) – отношение говорящего к сообщаемому («Как жаль, какая неприятность!»).

2. Конативная – побуждение адресата к действию, просьба, приказ.

3. Референционная (когнитивная, денотативная) – выражение мысли.

4. Поэтическая – демаркация реального и воображаемого.

5. Фактическая – поддержание контакта (например, «Алло», «Привет», «Как живёте?»).

6. Метаязыковая – уточнение, регуляция собственного высказывания.

Несколько иначе к определению речевых функций подошел М. Холлидей. Наблюдая за речевым развитием своего сына, он выделил семь функций речевого поведения:

§ Инструментальная (удовлетворение материальных потребностей);

§ Регулирующая (контроль поведения окружающих);

§ Взаимодействие (поддержание контакта);

§ Личная (самопредъявление);

§ Эвристическая поисковая (почему?);

§ Воображаемая (внутренний мир);

§ Информативная (сообщение новой информации).

Очевидна многосторонность содержания и названия речевых функций. Важно то, что все они широко используются при интерпретации педагогического общения, отражая разные стороны коммуникативного взаимодействия.

Общая характеристика формальной стороны процесса речевого общения может быть дана на основе типологии речевого поведения (речи), предложенной А. А. Холодовичем. Он предложил пять бинарных признаков идентификации речевого акта:

o Средство выражения – звуковое или письменное общение;

o Коммуникативность – наличие или отсутствие партнёра, и в случае наличия – либо непосредственную, либо опосредованную коммуникативность – через третье лицо.

o Ориентированность – переходность (один говорит, другой слушает) или взаимность (два собеседника попеременно говорят и слушают).

o Квантификативность – определяет количество слушателей и, соответственно даётся характеристика воспринимающей стороны.

o Контактность – наличие или отсутствие собеседника в поле зрения.

Определяя общение как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении, А. Н. Леонтьев выделяет следующие его характеристики:

q Контактность;

q Ориентированность;

q Направленность;

q Семиотическая специализация;

q Психологическая динамика.

А. Н. Леонтьев выделяет два типа общения

личностно ориентированное общение

социально ориентированное общение.

Они отличаются коммуникативной, функциональной, социально-психологической и речевой структурой. Высказывания в социально ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, развёрнутости, точности и высокой культуры.

Добавим к перечисленным выше, две других характеристики общения:

- репрезентативность – субъективная представленность говорящего (учителя или ученика) в тексте

- полиинформативность – многоплановость речевого общения, где реализуются одновременно все его характеристики, отражаются разные уровни.

Социальная природа репрезентативности определяется тем, что общения вообще, беспредметного между людьми нет, оно всегда содержательно, исторически конкретно. Одновременно с этим репрезентабильность предполагает, что всякое общение отражает индивидуально-личностные особенности общающихся. Соответственно большое значение приобретает анализ речевого общения, его основных форм, продукта общения – текста, который позволяет вскрывать и те социально-общественные отношения, в которые включены реализующие это общение люди, их личностные особенности.

Не менее важной характеристикой речевого общения является полиинформативность. Она заключается в том, что передаваемое в процессе вербального общения речевое сообщение имеет сложное коммуникативно-предметное содержание, представляющее собой единство собственно содержательного, выразительного и побудительного планов высказывания.

Таким образом, речевое (вербальное) общение характеризуется, по меньшей мере семью характеристиками: контактность, ориентированность, направленность, семиотической специализацией, динамикой, репрезентативностью, полиинформативностью.

Рассмотрев методологические подходы к основам проблемы развития процесса общения, далее, мы остановимся на сущности складывающихся межличностных отношений в процессе педагогической деятельности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Также по теме:

Типы деятельности
Существуют разные основания для того чтобы разделить деятельность на несколько типов. Первое основание — историческая обусловленность типов деятельности: фундаментальная деятельность, развитие которой обусловило развитие психики и сознан ...

Формирование навыков общения у слабослышащих дошкольников
Общение является необходимым условием социализации личности, формирования межличностных отношений и эмоционального благополучия ребенка. В отечественной психологии широко представлены проблемы онтогенеза общения. Анализ результатов, полу ...

Провоцирование ситуативного поведения
Эффект соотнесения с контекстом. «…люди более мотивированы избежать известных потерь, чем добиться эквивалентного этим потерям выигрыша» (24). Итак, если есть ситуация, где человеку приходиться выбирать делать ли ему что-то или нет, то ...