Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных отношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения.
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы – это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.
Тема данной дипломной работы очень актуальна, так как межличностные отношения выступают необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.
Образовательные учреждения в этой связи занимают первое место, так как обучение человека обычно происходит в то время, когда у него происходит становление различных психических процессов, которые в последствии формируют его личность.
В настоящее время от учителей, преподавателей всё чаще слышно, что с детьми стало работать сложнее, так как новое поколение сильно отличается от своих родителей, а методы работы порой отстают от развивающейся педагогической действительности. Значительную роль в этой связи приобретают проблемы повышения педагогического мастерства учителя – главной фигуры, осуществляющей учебно-воспитательный процесс.
Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовать взаимодействие с детьми, наладить их межличностное общение. Вот почему изучение развития межличностных отношений так актуально, чтобы методы работы с детьми не отставали от времени, в котором они живут. Рассматриваемый нами вид общения – это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определённое взаимообращение (имеется в виду, поведение, выбираемое участниками общения). Для того чтобы постичь суть этого феномена, то необходимо анализировать его как систему «человек – человек» во всей многоаспектной динамике её функционирования.
Вопросы, рассмотренные в дипломной работе, уже были изучены ведущими специалистами в этой области (А. А. Бодалев, В. А. Горянин, Р. С. Немов, И. А. Зимняя, К. А. Абульхова, В. А. Кан-Калик). Они посвятили свои труды психологии общения и педагогической психологии. Но, в данной работе нами сделана попытка обобщить и проанализировать общепринятые подходы к изучению основных аспектов межличностных отношений, способов их формирования, и самостоятельно апробировать выбранные экспериментальные методики, позволяющие определить динамику развития межличностных отношений в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов (в процессе прохождения педагогической практики).
- Научно-методологические подходы к изучению общения
- Особенности межличностных отношений в педагогическом общении
- Обоснование выбора методики исследования
- Описание хода эксперимента
Также по теме:
Психология творческих способностей
Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что существуют три подхода к изучению возрастных закономерностей творчества, «креативности».
Первый подход прослеживает связь максимальной продуктивности с возрастом на основе анализа соотве ...
Стиль жизни
Стиль жизни, в первоначальном варианте "жизненный план", или "путеводный образ", представляет собой наиболее характерную особенность динамической теории личности Адлера. В этой концепции, по существу идеографической, п ...
Характеристика сказки как предмета творческой деятельности
Сказки любят все. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все возможно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать для себя.
В XX в. ...
Разделы