Эмоциональные отношения к другому человеку практически всегда могут быть выражены в терминах "симпатии – антипатии", "нравится – не нравится". Эмоциональные межличностные отношения пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, накладывая отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.
5. Внутриличностная функция. В данном случае общение человека с самим собой, через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по принципу диалога, может рассматриваться как универсальный способ мышления человека. Л.С.Выготский отмечал в связи с этим, что "…человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения".
Для определения сущности общения важным оказывается развиваемая представление о функциональной и уровневой организации общения (Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.).
Так, определяя общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности», В. Н. Панфёров выделил в нем четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение, соответственно наметив и четыре подхода к изучению общения:
· Коммуникативный
· Информационный
· Гностический (познавательный)
· Регулятивный.
Б. Ф. Ломов выделил три стороны (функции) общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, подчёркивая обязательность коммуникативного компонента как приёма и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т.е. аффективного компонента.
В настоящее время распространённым является подход, согласно которому в общении рассматриваются коммуникативная, интегративная и перцептивная стороны. Следует отметить, что в педагогическое общение одновременно реализуют все эти функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.
· Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией;
· Интерактивная – регуляция взаимодействия партнеров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения;
· Перцептивная реализуется в «прочтении» собеседника за счёт таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.
Коммуникативная функция общения между людьми имеет свою специфику.
- общение – это не просто обмен или движение информации, а отношение двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом;
- обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнёра с целью его изменения;
- коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты говорят на одном языке;
- для общения характерны коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологический характер.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в следующих процессах и феноменах: 1) процесс обратной связи; 2) наличие коммуникативных барьеров; 3) существование различных уровней передачи информации.
Обратная связь в межличностном общении.
Информация в общении не просто передается от одного партнера к другому, а ею обмениваются. Отсюда, встает задача информационного обмена: выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу определенной ситуации или проблемы общения. Для решения это задачи работает особый механизм, характерный исключительно для межличностного общения – механизм обратной связи.
Таким образом, обратная связь – это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.
Цель обратной связи – помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.
Обратная связь может осуществляться различными путями: говорят о прямой и косвенной обратной связи.
В первом случае, информация, поступающая от реципиента, в открытой и недвусмысленной форме содержит реакцию на поведение говорящего.
Такая обратная связь обеспечивает адекватной понимание ее коммуникатором, создает условия для эффективного общения.
Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации: риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, эмоциональные реакции. В данном случае, коммуникатор должен сам догадаться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова на самом деле его реакция и отношение к коммуникатору. Догадки не всегда бывают верными, что осложняет процесс общения.
Коммуникативные барьеры.
В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только и не столько обменяться информацией, сколько добиться ее адекватного понимания партнерами. Отсюда возникает особая проблема: интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту.
Одну и ту же информацию разные люди могут воспринять различно в зависимости от своих предпочтений, привычек, пристрастий.
Также по теме:
Психологические эффекты дискуссии
1. сиюминутный результат в ходе обсуждения;2. результат в течение групповых занятий;3. отсроченный результат — лишь спустя более или менее продолжительный промежуток времени.
Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситу ...
Развитие интуитивных способностей
В связи с вопросом о развитии интуитивных способностей представляется интересной работа Эдварда де Боно "Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении". В этой работе автор анализирует соотношение "шаблонного и "нешаблон ...
Применение сказок при коррекции различных психических отклонений у
дошкольников
Работая с «особыми» детьми, все педагоги и психологи сталкиваются с проблемой отсутствия конкретной программы обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости и другими формами психических отклонений. Существующие прог ...
Разделы