Итак, на основе проведенной методики можно сделать вывод, что наиболее продуктивным является период средней взрослости, как в деловой, так и в общежитейской направленности. В общежитейской направленности нельзя не отметить роль периода поздней взрослости. Печально наблюдать снижение мотивации в самом последнем периоде взрослости – предпенсионном возрасте.
Последним этапом является определение влияния фактора возраста на уровень самоактуализации взрослого человека. Это мы исследовали с помощью методики диагностики самоактуализации личности А.В. Лазукина. Сформулируем статистические гипотезы.
Н0: различия в уровне самоактуализации между возрастными группами являются не более выраженными, чем случайные различия внутри группы.
Н1: различия в уровне самоактуализации между возрастными группами являются более выраженными, чем случайные различия внутри группы.
Полученные результаты занесем в таблицу 2.9.
Таблица 2.9
№ испытуемого |
25-30 лет |
30-45 лет |
45-55 лет |
55-60 лет |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 |
73 71 74 76 76 75 72 78 81 73 74 70 80 75 72 78 74 71 74 73 |
83 77 79 80 82 81 81 82 79 80 76 83 81 84 80 77 78 79 80 78 |
72 68 71 74 81 72 69 76 68 78 73 69 75 73 70 71 70 72 77 71 |
71 68 67 76 70 80 65 70 75 69 75 68 72 70 69 73 67 71 64 70 |
∑ |
1490 |
1600 |
1450 |
1410 |
хср |
74,5 |
80 |
72,5 |
70,5 |
∑ |
149 |
160 |
145 |
141 |
хср |
7,45 |
8 |
7,25 |
7,05 |
∑хi |
595 |
Проведя статистический анализ (приложение 4) мы получили, что Fэмп (11,17) > Fкр(4,04 р≤0,01) → Н0 отвергается, Н1 принимается.
Также по теме:
Коммуникативный подход
Исследователь психологических особенностей влияния А.Ю. Панасюк предложил разделять имидж на положительный и отрицательный. Причем отношение реципиента к объекту может сформироваться как осознанно, так и неосознанно. Оценка имиджа дается ...
Особенности становления психосексуальной идентичности у подростков,
оставшихся без попечения родителей
Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит практически на протяжении всего «детского» этапа онтогенеза, т. е. в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, причем этот процесс, естественно, н ...
Особенности межличностных отношений в педагогическом общении
Специфика общественных отношений состоит в том, что человек представляет в них определённые общественные группы (классы, профессии и т.п.). Такие отношения несут безличный характер. Их сущность во взаимодействии конкретных социальных роле ...
Разделы