Эпоха социальных перемен и кризисов, сложные условия общественной жизни требуют от человека выбора правильной жизненной линии, способствующей сохранению целостности внутреннего мира и достижению самореализации в будущем. В связи с этим в современных психологических исследованиях на первый план выходит так называемая "жизненная" проблематика - анализ развития личности во времени жизни, - обозначенная как "психология жизненного пути". Особое значение при разработке психологии жизненного пути приобретает феномен "жизненных перспектив личности". Исследование представлений о жизненных перспективах приобретает особую важность при обращении к ситуации восприятия будущего, предвидения предстоящих событий, выдвижения целей и выбора путей их достижения, детерминирующее влияние жизненных планов на организацию деятельности и поведение человека в настоящем. Актуальность данного исследования заключается в его важности для разработки теоретической проблемы жизненных перспектив в период взрослости в связи с тем, что проблема жизненных перспектив широко изучена в отношении подросткового и юношеского возраста и практически неизведанной остается для периода взрослости. Этот возраст является очень интересным с точки зрения его изучения. Период взрослости как бы зажат между юностью и старостью, и носит отпечатки и того и другого возраста. Но и не похож на них, в этот период человек переживает кризис середины жизни и достигает своего расцвета (акме), в этом возрасте личность становится зрелой. В психологии, говоря о личности, выделяют одним из важных его качеств – развитие. Реализовав себя в профессиональном, личном, общественном, личность не останавливается на достигнутом. Поэтому не стоит останавливать исследование жизненных перспектив личности на этапе юношества. Существующие в науке исследования по данной проблематике не отражают качественной его стороны, в основном это исследования, касающиеся его временной характеристики. Есть исследования, в которых приводится сравнение представлений о перспективах жизни между различными возрастными периодами. В нашем исследовании мы рассмотрим качественные характеристики жизненных перспектив и их динамику в периоде взрослости, т.е. сочетаем структурный и динамический подходы.
В практической сфере данная проблема также остается актуальной. Мы знаем, кто является основным клиентом психолога, кто обращается к нему с запросами о помощи, чтобы решить проблему с детьми, мужем, женой, родителями. Это именно взрослый человек. Период взрослости наполнен как великими достижениями, так и серьезными переживаниями и проблемами. Если юношеский возраст питает нас надеждами и ожиданиями, то период взрослости грозит нам потерей смысла жизни. Для работы с этого рода проблемами психологу необходимо нацелить человека на будущее, работать с его ресурсами. Чтобы уметь разбираться в этих проблемах, нужно знать психологические особенности жизненных перспектив личности во взрослом возрасте.
Таким образом, можно предположить, что существует противоречие между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний. Из этого вытекает проблема, заключающаяся в необходимости изучения жизненных перспектив в период взрослости.
Объектом исследования выступают жизненные перспективы личности в период взрослости.
Предметом изучения являются психологические особенности жизненных перспектив личности в период взрослости.
Цель исследования - изучить психологические особенности жизненных перспектив людей в период взрослости.
Нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: при переходе из одной возрастной группы взрослости в другую жизненные перспективы изменяются, а именно в раннем периоде взрослости на первом месте перспективы обучения, профессионального самоопределения; в среднем – перспективы карьеры, семейной жизни; в поздней взрослости – перспективы социального статуса; в предпенсионном возрасте – перспективы духовного благосостояния.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Обосновать теоретико-методологическую базу изучения особенностей представлений о жизненных перспективах личности.
2. Проанализировать психологические особенности людей в период взрослости.
3. Исследовать психологические особенности жизненных перспектив личности в период взрослости.
Теоретико-методологической основой исследования явились: методология системного подхода (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин и др.), теория жизненного пути и психологического времени личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, С.Л. Рубинштейн и др.), интегральная периодизация общего психического развития (В.И. Слободчиков и др.).
Методы исследования: в качестве основных методов исследования выступают метод эксперимента, психодиагностики и математический метод однофакторного дисперсионного анализа.
В работе используются следующие психодиагностические методики: Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина); Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина); Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман). В качестве математического метода обработки результатов применяется однофакторный дисперсионный анализ для несвязанных выборок. Этот метод позволяет нам оценить влияние фактора возраста на независимую переменную (жизненные перспективы).
Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позиций; применением комплекса методов, адекватных цели, предмету, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборки; корректным использованием методов математической статистики; содержательным анализом выявленных фактов.
Научная новизна исследования заключается в том, что нами были проанализированы жизненные перспективы в каждом периоде взрослости и выделены особенности жизненных перспектив в каждом возрастном периоде взрослости.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы психологами, психиатрами, психотерапевтами, социальными работниками, педагогами для организации и оказания психологической помощи взрослым людям.
Структура работы:
Дипломная работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена теоретическому анализу проблемы жизненных перспектив в периоде взрослости. В первой части этой главы мы рассмотрим проблему жизненных перспектив личности в отечественной и зарубежной психологии. Затем охарактеризуем основные психологические характеристики периода взрослости, а в третьей части рассмотрим особенности жизненных перспектив взрослых людей. Во второй главе мы представляем эмпирическое изучение жизненных перспектив во взрослом возрасте, где мы приводим обоснование выборов методов исследования, описание процедуры исследования и анализ полученных результатов. По итогам каждой из глав приводятся краткие выводы.
- Понятие "жизненные перспективы личности"
- Основные психологические характеристики периода взрослости
- Характеристика жизненных перспектив в период взрослости
- Обоснование выбора методов исследования
- Описание процедуры исследования
- Анализ результатов
- Заключение
Также по теме:
Влияние матери на благоприятное развитие ребенка
Мать является центральной фигурой в системе семейного воспитания. Были выдвинуты и позднее стали все шире использоваться понятия «материнская забота» и «материнствование» , особенно широко применяемые в неофрейдистской литературе (А. Фрей ...
Анализ исследования уровня субъективного контроля, интернальности.
Результаты полученные в ходе исследования приведены в таблице 3.7 «Исследование уровня субъективного контроля».
Таблица 3.7
Группа
уровни
Уровень субъективного контроля.
Ио
Ид
Ин
Ис
Ип
Им
Из
Эксперим ...
Основные направления современной игровой терапии
В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это, вероятно, и вынуждает некоторых исследовател ...
Разделы