60% (30 чел.) подростков по шкале «Представлений о природе человека» низкие баллы, то есть они воспринимают природу человека как отрицательную, у 26% (13 чел.) средние оценки природы человека, и только у 14% (4 чел.) высокие баллы по данной шкале, свидетельствующие о склонности воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.
Результаты по шкале «Синергия» показали, что 62% (31 чел.) подростков имеют низкие баллы, говорящие о неспособности к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др., у 28% (14 чел), данные способности выражены на среднем уровне и лишь у 14% (7 чел) высокий уровень способностей к целостному восприятию мира и людей.
У 52% (26 чел) подростков низкие баллы по шкале «Принятие агрессии» что свидетельствует о неспособности их принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, у 36% (19 чел), данные способности выражены на среднем уровне, у оставшихся 10% (5 чел) высокий уровень способностей к принятию собственной агрессии.
Низкие баллы у большинства (60%, 30 чел) подростков говорят о их неспособности к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми к субъект-субъектному общению, данные способности на высоком уровне развиты лишь у 12% (6 чел) подростков, у 28% (14 чел.) средний уровень контактности.
Низкие баллы у большинства подростков по шкалам «Познавательные потребности» (60%, 30 чел) и «Креативность» (58%, 29 чел.) говорят об отсутвии интереса к познанию, творчества, 30%(15 чел.) подростков имеют средине баллы по данным шкалам, около 11% (5-6 чел) имеют высокие баллы, говорящие о положительном отношении к познанию и творчеству, стремлении к приобретению знании об окружающем мире, выраженной творческой направленности личности.
Таким образом, по всем показателям самоактуализации у большинства подростков низкие значения, подобные данные могут быть следствием того, что самоактуализация еще только начала развиваться у подростков находящихся как раз в возрасте когда этот процесс становится возможным.
Последней задачей исследования является выявление взаимосвязи между самоактуализицией и уровнем притязания. Для этого сопоставим результаты, полученные по двум методикам и представим их в виде таблицы 3.
Таблица 3 - Результаты исследования характера самоактуализации у подростков с разным уровнем притязания
САТ |
Уровень притязаний | |||
Шкалы |
Уровень выраженности |
высокий |
средний |
низкий |
Ориентации во времени: |
высокий |
100% |
17% |
0% |
средний |
0% |
83% |
11% | |
низкий |
0% |
0% |
89% | |
Поддержки |
высокий |
100% |
17% |
0% |
средний |
0% |
83% |
18% | |
низкий |
0% |
0% |
82% | |
Ценностной ориентации |
высокий |
100% |
17% |
0% |
средний |
0% |
83% |
20% | |
низкий |
0% |
0% |
80% | |
Гибкости поведения |
высокий |
100% |
42% |
3% |
средний |
0% |
58% |
15% | |
низкий |
0% |
0% |
80% | |
САТ |
Уровень притязаний | |||
Шкалы |
Уровень выраженности |
высокий |
средний |
низкий |
Сензитивности |
высокий |
75% |
33% |
0% |
средний |
25% |
58% |
12% | |
низкий |
0% |
9% |
88% | |
Спонтанности |
высокий |
100% |
9% |
0% |
средний |
0% |
82% |
18% | |
низкий |
0% |
9% |
82% | |
Самоуважения |
высокий |
75% |
33% |
0% |
средний |
25% |
58% |
21% | |
низкий |
0% |
9% |
79% | |
Самопринятия: |
высокий |
100% |
25% |
0% |
средний |
0% |
67% |
21% | |
низкий |
0% |
8% |
79% | |
Представлений о природе человека |
высокий |
75% |
25% |
3% |
средний |
25% |
75% |
7% | |
низкий |
0% |
0% |
90% | |
Синергии |
высокий |
75% |
17% |
0% |
средний |
25% |
75% |
12% | |
низкий |
0% |
8% |
88% | |
Принятия агрессии |
высокий |
100% |
17% |
0% |
средний |
0% |
83% |
24% | |
низкий |
0% |
0% |
76% | |
Контактности |
высокий |
75% |
25% |
0% |
средний |
25% |
75% |
12% | |
низкий |
0% |
0% |
88% | |
Познавательных потребностей |
высокий |
75% |
17% |
0% |
средний |
25% |
83% |
12% | |
низкий |
0% |
0% |
88% | |
Креативности |
высокий |
100% |
17% |
0% |
средний |
0% |
83% |
15% | |
низкий |
0% |
0% |
85% |
Также по теме:
Психология творческих способностей
Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что существуют три подхода к изучению возрастных закономерностей творчества, «креативности».
Первый подход прослеживает связь максимальной продуктивности с возрастом на основе анализа соотве ...
Изучение и моделирование ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение и стресс
Условия существования человека в современном мире постоянно создают эмоционально напряженные ситуации, обусловленные в основном тремя моментами. 1) взаимодействием в системе человек — машина, 2) межличностным взаимодействием, 3) выполнени ...
Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию элементарных
математических представлений
Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. На занятиях по этому разделу программы дети не только занимаются усвоением навыков счета ...
Разделы