Первой задачей исследования является определение уровня притязаний.
Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее).
Результаты исследования уровня притязаний по методике Шварцландера у подростков представлены в приложении Б, в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1 - Результаты исследования уровня притязания у подростков
Уровень притязания | |||||
Высокий |
Умеренный |
Низкий | |||
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
4 |
8 |
12 |
24 |
34 |
68 |
Анализ результатов показал, что лишь 8% (4 чел.) имеют высокий уровень притязания. Данные подростки стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей.
24% подростков (12 чел) имеют умеренный уровень притязаний. Эти подростки стабильно и успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям.
Большинство подростков в выборке (68%, 34 чел.) имеют низкий уровень притязания. Эти подростки выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.
Результаты исследования уровня притязания у подростков отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. - Показатели выраженности уровня притязания у подростков
Таким образом, среди подростков больше всего тех, кто ставит пред собой легкодостижимые задачи, а следовательно у них нет стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, что в целом соответствует возрастным показателям
Следующей задачей исследования является изучение характера самоактуализации у подростков.
Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Также по теме:
Личностная готовность к обучению в школе
Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательн ...
Сущность лидерства
Обсудим некоторые личные качества, которые требуются от менеджеров, чтобы овладеть искусством руководства людьми, поговорим о сущности лидерства. Умение руководить – это то личное качество, которое требуется менеджерам. Ранее мы обсуждали ...
Интенциональная и лингвистическая специфика дискурса группы
Теоретическую основу исследования составило представление об интенциональном пространстве дискурса как совокупности иерархически организованных интенций, присущих данной сфере коммуникации и определяющих ее особенности.
В исследовании пр ...
Разделы