Анализ результатов исследования притязания и характеристик самоактуализации подростков

Статьи по психологии » Изучение влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности » Анализ результатов исследования притязания и характеристик самоактуализации подростков

Страница 2

Д.И. Фельдштейн утверждает, что процесс самоактуализации становится возможным в 14-15 лет. Именно в этом возрасте, по мнению автора, у растущего человека развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что, в свою очередь, порождает стремление применить свои возможности, проявить себя в этом мире, обостряет потребность в самоопределении, самореализации. Согласно А. Маслоу, самоактуализирующаяся личность характеризуется широким спектром разнообразных проявлений, которые одновременно являются психологическими особенностями данной личности. Можно предположить, что личность стремящегося к самоактуализации подростка обладает особенностями, которые можно выявить, исходя из характеристики данного возрастного периода.

Так, характерные для подросткового периода: потребность в общении, развитие воображения, стремление к автономии, а также интенсивное формирование ценностных ориентаций позволяет предположить, что личность самоактуализирующегося подростка будет обладать такими особенностями, как демократичность в межличностных отношениях, креативность, самостоятельность и ответственность, стремление к формированию ценностных ориентаций. А сам процесс самоактуализации подростка логично характеризовать как стремление к наиболее полному выявлению, развитию и использованию в деятельности своих возможностей. Другими словами, это процесс постепенно накапливаемых достижений, способствующих психологическому росту человека, переход из состояния возможностей в состояние действительности и самоактуализации в дальнейшем.

Мы исследовали уровень самоактуализации у подростков с помощью методики САТ. Результаты представлены в таблице 2. и в приложении В.

Таблица 2- Результаты исследования самоактуализации у подростков

Шкалы

Уровень

высокий

средний

низкий

кол-во чел

%

кол-во чел

%

кол-во чел

%

Ориентации во времени:

6

12

14

28

30

60

Поддержки

6

12

16

32

28

56

Ценностной ориентации:

6

12

18

36

26

52

Гибкости поведения:

10

20

12

24

28

56

Сензитивности

7

14

12

24

31

62

Спонтанности

5

10

16

32

29

58

Самоуважения

7

14

15

30

28

56

Самопринятия:

7

14

14

28

29

58

Представлений о природе человека

7

14

13

26

30

60

Синергии

5

10

14

28

31

62

Принятия агрессии

6

12

18

36

26

52

Контактности

6

12

14

28

30

60

Познавательных потребностей

5

10

15

30

30

60

Креативности

6

12

15

30

29

58

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Также по теме:

Специфика гуманных отношений в пренатальном развитии
В свете современной социально-политической, экологической, демографической, экономической обстановки, в современных сложившихся условиях проблема сохранения человека как вида встала наиболее остро, как никогда. Беременность - это основа ...

Физиологические основы внимания
Говоря о физиологических механизмах активного внимания, следует заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Активизация мозга осуществляет ...

Особенности становления психосексуальной идентичности у подростков, оставшихся без попечения родителей
Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит практически на протяжении всего «детского» этапа онтогенеза, т. е. в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, причем этот процесс, естественно, н ...