Д.И. Фельдштейн утверждает, что процесс самоактуализации становится возможным в 14-15 лет. Именно в этом возрасте, по мнению автора, у растущего человека развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что, в свою очередь, порождает стремление применить свои возможности, проявить себя в этом мире, обостряет потребность в самоопределении, самореализации. Согласно А. Маслоу, самоактуализирующаяся личность характеризуется широким спектром разнообразных проявлений, которые одновременно являются психологическими особенностями данной личности. Можно предположить, что личность стремящегося к самоактуализации подростка обладает особенностями, которые можно выявить, исходя из характеристики данного возрастного периода.
Так, характерные для подросткового периода: потребность в общении, развитие воображения, стремление к автономии, а также интенсивное формирование ценностных ориентаций позволяет предположить, что личность самоактуализирующегося подростка будет обладать такими особенностями, как демократичность в межличностных отношениях, креативность, самостоятельность и ответственность, стремление к формированию ценностных ориентаций. А сам процесс самоактуализации подростка логично характеризовать как стремление к наиболее полному выявлению, развитию и использованию в деятельности своих возможностей. Другими словами, это процесс постепенно накапливаемых достижений, способствующих психологическому росту человека, переход из состояния возможностей в состояние действительности и самоактуализации в дальнейшем.
Мы исследовали уровень самоактуализации у подростков с помощью методики САТ. Результаты представлены в таблице 2. и в приложении В.
Таблица 2- Результаты исследования самоактуализации у подростков
Шкалы |
Уровень | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
кол-во чел |
% |
кол-во чел |
% |
кол-во чел |
% | |
Ориентации во времени: |
6 |
12 |
14 |
28 |
30 |
60 |
Поддержки |
6 |
12 |
16 |
32 |
28 |
56 |
Ценностной ориентации: |
6 |
12 |
18 |
36 |
26 |
52 |
Гибкости поведения: |
10 |
20 |
12 |
24 |
28 |
56 |
Сензитивности |
7 |
14 |
12 |
24 |
31 |
62 |
Спонтанности |
5 |
10 |
16 |
32 |
29 |
58 |
Самоуважения |
7 |
14 |
15 |
30 |
28 |
56 |
Самопринятия: |
7 |
14 |
14 |
28 |
29 |
58 |
Представлений о природе человека |
7 |
14 |
13 |
26 |
30 |
60 |
Синергии |
5 |
10 |
14 |
28 |
31 |
62 |
Принятия агрессии |
6 |
12 |
18 |
36 |
26 |
52 |
Контактности |
6 |
12 |
14 |
28 |
30 |
60 |
Познавательных потребностей |
5 |
10 |
15 |
30 |
30 |
60 |
Креативности |
6 |
12 |
15 |
30 |
29 |
58 |
Также по теме:
Специфика гуманных отношений в пренатальном развитии
В свете современной социально-политической, экологической, демографической, экономической обстановки, в современных сложившихся условиях проблема сохранения человека как вида встала наиболее остро, как никогда.
Беременность - это основа ...
Физиологические основы внимания
Говоря о физиологических механизмах активного внимания, следует заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.
Активизация мозга осуществляет ...
Особенности становления психосексуальной идентичности у подростков,
оставшихся без попечения родителей
Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит практически на протяжении всего «детского» этапа онтогенеза, т. е. в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, причем этот процесс, естественно, н ...
Разделы