Из таблицы видно, что существенные различия обнаружены по следующим шкалам методики: «Эгоистический стиль межличностных отношений», «Агрессивный стиль межличностных отношений», «Подозрительный стиль межличностных отношений» и «Альтруистический стиль межличностных отношений».
Итак, по шкале «Эгоистический стиль межличностных отношений» среднее значение группы руководителей среднего звена ниже, чем в группе руководителей нижнего звена, т.е. последним в большей степени присущи доминантность, эгоцентричность, обособленность, самодовольство, низкая подчиняемость и конформность. Предположительно, это обусловлено изменением статуса рядового сотрудника на статус руководителя, которое в свою очередь отразилось на самооценке испытуемых и следовательно, на поведении.
По шкале «Агрессивный стиль межличностных отношений» средние значения группы руководителей нижнего звена выше, чем в группе руководителей среднего звена. Таким образом управленцы нижнего звена более ригидные, прямолинейны и непосредственны, обидчивы, враждебны по отношению к окружающим. Это может объясняться тем, что они ежедневно должны вникать во все детали процесса, разрешать мелкие производственные проблемы, отвечать за сырьё, оборудование и т.п. Такая ежедневная напряженность приводит к накоплению раздражительности, которая, в свою очередь, и выливается в агрессию. А руководители среднего звена, являясь буфером между низовым и высшими звеньями управления, для успешного выполнения своих функций должны быть лабильными, адаптивными и уметь сдерживать свои эмоции, в том числе и отрицательные.
По шкале «Подозрительный стиль межличностных отношений» средние значения у группы руководителей среднего звена ниже, чем у группы руководителей нижнего звена. Таким образом, для руководителей нижнего звена более характерны замкнутость, неудовлетворённость своей позицией, неконформность, убеждённость в недоброжелательности окружающих, высокая конфликтность. Возможно, наличие таких характеристик связано с неудовлетворённостью потребности в дальнейшем продвижении по службе.
По шкале «Альтруистический стиль межличностных отношений» средние значения в группе руководителей нижнего звена выше, чем в группе руководителей среднего звена. Это говорит о том, что руководителям нижнего звена в большей степени присущи гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, альтруизм, стремление соответствовать социальным нормам. Этот факт связан с тем, что они, в отличии от руководителей среднего звена, непосредственно взаимодействуют с подчинёнными, общаются с ними, осведомлены об их личной жизни.
Данные сравнительного анализа по методике «Стиль межличностных отношений» Т. Лири являются несколько противоречивыми и требуют дальнейшего уточнения.
Таблица 6 - Результаты сравнительного анализа по методике «Деловые ситуации» Н.Г. Хитровой в исследуемых группах
№ |
Шкалы |
Эмпирическое χ² |
Критическое χ² |
Уровень достоверности |
Степень свободы (ν) |
1 |
Е’ |
44,44 |
42,56 |
≤ 0,05 |
29 |
2 |
I’ |
23,82 |
42,56 |
≥ 0,05 |
29 |
3 |
М’ |
63,62 |
49,59 |
≤ 0,01 |
29 |
4 |
Е |
46,46 |
42,56 |
≤ 0,05 |
29 |
5 |
Е |
83,45 |
49,59 |
≤ 0,01 |
29 |
6 |
I |
30,11 |
42,56 |
≥ 0,05 |
29 |
7 |
I |
33,59 |
42,56 |
≥ 0,05 |
29 |
8 |
M |
34,48 |
42,56 |
≥ 0,05 |
29 |
9 |
e |
37,11 |
42,56 |
≥ 0,05 |
29 |
10 |
i |
27,74 |
42,56 |
≥ 0,05 |
29 |
11 |
m |
39,82 |
42,56 |
≥ 0,05 |
29 |
Также по теме:
Психоделические и психолитические препараты
В качестве средств инициации измененного состояния сознания из всех природных и синтетических психоделиков исследователи выделили два основных вещества сходных по своему действию - это ЛСД-25 и псилоцибин. Их отличает практическое отсутст ...
Особенности межличностных отношений в педагогическом общении
Специфика общественных отношений состоит в том, что человек представляет в них определённые общественные группы (классы, профессии и т.п.). Такие отношения несут безличный характер. Их сущность во взаимодействии конкретных социальных роле ...
Теоретический анализ проблемы в отечественной и зарубежной психологии
Традиционно главным фактором развития ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи для развития обусловлена тем, что в ней ребенок находится в те ...
Разделы