Использование методов сказкотерапии в условиях семейного воспитания

Статьи по психологии » Использование методов сказкотерапии в условиях семейного воспитания

В нашей стране очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей и т.д. Нужно стараться решать эти проблемы, и арттерапия может в этом помочь, а именно улучшить психическое состояние детей и родителей.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм сегодня стала арт-терапия, предоставляющая ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую – либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. Эффективность применения искусства в контексте психологической помощи основана на том, что оно дает возможность экспериментировать с эмоциями и чувствами, исследовать их и выражать на символическом уровне. Основываясь на анализе литературных источников, мы считаем, что применение арт-методов в психологической помощи может помочь ребенку облегчить процесс понимания и осознания своих эмоциональных реакций, дать социально приемлемый выход эмоциям гнева, страдания, страха и другим негативным чувствам, предоставить материал для интерпретаций и диагностических заключений. Невербальное поведение, как правило, ускользает от цензуры сознания. Изобразительное и литературное творчество, как и другие виды подобного самовыражения, - относительно безопасные способы разрядки напряжения.

Темой нашего дипломного исследования стало «Использование методов сказкотерапии для психологической помощи детям в условиях семейного воспитания».

Целью - улучшение коммуникативных способностей детей. Выбор наш пал не случайно на эти умения: многие дети не умеют общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, взаимоотношения во многих семьях не складываются.

Задачами исследования мы определили:

1. изучение литературы по проблеме влияния сказок на детей дошкольного возраста;

2. продумывание и проведение эксперимента;

3. ознакомление с несколькими сказкотерапевтическими методиками, используемыми в семьях для работы с детьми;

4. выявление влияния сказок на развитие коммуникативных способностей детей;

5. методы сказкотерапии могут помочь родителям развить умение общаться у детей.

Объектом исследования стали дети, неохваченные общественным дошкольным воспитанием, а предметом – коммуникативные способности детей в условиях семейного воспитания.

В качестве методов исследования были использованы: сказкотерапевтический тренинг, сочинение сказок детьми, игровая семейная терапия, адаптированные психодиагностики, изучение литературы. В дипломном исследовании мы выдвинули рабочую гипотезу, что специально подобранные сказкотерапевтические методики в условиях семейного воспитания положительно влияют на развитие коммуникативных способностей детей. Методологической основой определили арт-терапевтическую теорию, разработанную Т. Зинкевич-Евстигнеевой и методики, разработанные В. Богомоловым.

Мы запланировали и провели параллельный эксперимент, который продолжался с января 2005 года по февраль 2006 года. Базой исследования выбрали 5 семей с разным количеством детей и социальным положением. Мы выбрали эти семьи, потому что среди них есть полные и неполные, разновозрастной состав детей, они наиболее подходят для исследования.

Также по теме:

Особенности проявлений агрессивности в конфликте
Агрессия — это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения. Проблема детской и юношеской агрессивности в современном обществе является очень актуальной. Лишившись традиционных внешних сдерживающих ...

Обучение диалогической речи на старшем этапе. Специфика обучения диалогической речи
В диалогическом общении реализуется эффективный и быстрый обмен информацией, мыслями и суждениями внутри различных общественных групп и в межличностном бытовом общении. Из непосредственного обмена высказываниями двух или более собеседнико ...

Когнитивная или рациональная психотерапия в отечественной практике
В предметном поле отечественной психотерапии много необычного и парадоксального. Как и живая жизнь, психотерапевтическая практика развивается по своим законам, следствия которых выглядят иногда неожиданно. Это касается, в частности, степе ...