Опытно-экспериментальная часть

Страница 1

Для проведения исследования мы определили нижеописанные методики, разработанные В. Богомоловым. Мы провели параллельный эксперимент, который продолжался с января 2005 года по февраль 2006 года. Базой исследования выбрали 5 семей с разным количеством детей и социальным положением. Эксперимент включал в себя этапы: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель эксперимента – улучшение коммуникативных способностей детей. Выбор наш пал не случайно на эти умения: многие дети не умеют общаться со сверстниками, взаимоотношения в семье не складываются.

Задачи исследования:

1. изучить литературу по проблеме влияния сказок на детей дошкольного возраста;

2. ознакомиться с несколькими сказкотерапевтическими методиками, используемыми в семьях для работы с детьми;

3. продумать и провести эксперимент;

4. выявить влияние сказок на развитие коммуникативных способностей детей;

5. через методы сказкотерапии помочь родителям развить умение общаться у детей.

Объектом исследования стали дети, неохваченные общественным дошкольным воспитанием, а предметом – коммуникативные способности детей в условиях семейного воспитания.

Характеристика семей:

01. Отец: Меркедонов Григорий Леонидович(44 года)

Мать: Меркедонова Ольга Владимировна(44 года)

Дети: Вова(3.08.2000) и Никита(27.03.1995)

02. Мать: Мурадова Светлана Александровна(52года), разведена

Дети: Сергей (15.06.2001)

03. Отец: Бондарь Алексей Александрович(30 лет)

Мать: Бондарь Инга Игоревна(25лет)

Дети: Никита(26.05.1998), Даниил(04.05.2001) и Елизавета(04.05.2001)

04. Отец: Терещенко Дмитрий Николаевич (26 лет)

Мать: Терещенко Марина Васильевна (23 года)

Дети: Вероника(26.04.2001)

05. Отец: Мамсуров Руслан Муратович(30 лет)

Мать: Мамсурова Людмила Витальевна(29 лет)

Дети: Давид(28.07.2000) и Вика(06.07.2001)

В дипломном исследовании мы выдвинули рабочую гипотезу, что специально подобранные сказкотерапевтические методики в условиях семейного воспитания положительно влияют на развитие коммуникативных способностей детей. В качестве методов были использованы: сказкотерапевтический тренинг, сочинение сказок детьми, игровая семейная терапия, адаптированные психодиагностики, изучение литературы. Методологической основой выбрали арт-терапевтическую теорию, разработанную Т. Зинкевич-Евстигнеевой.

Первый этап исследования – констатирующий эксперимент – включал в себя три адаптированные нами методики (сроки проведения январь-февраль 2005 года):

1. Методика «Изучение типа общения ребенка со взрослым». (см.Приложение1).

Цель: выявить, какой тип общения сформирован у ребенка.

Результаты обследования:

Семья 01

Семья 02

Семья 03

Семья 04

Семья 05

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы: у большинства детей наблюдается склонность к манипуляции с игрушками и к бессюжетной игре с ними, чем к общению со взрослыми, что говорит о разобщенности в семье.

2. Методика «Личностное ожидание ребенка в общении со взрослым» (см. Приложение 1).

Цель: понять, как ребенок представляет, какое поведение ожидают от него близкие, какова будет реакция на его поступки, чего следует ожидать от взрослых.

Выводы: у детей высокий уровень притязаний.

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Психология усвоения иностранного языка у старшеклассников – билингвистов
Эффективность обучения иностранному языку в школе в большой степени зависит и от того, насколько его методы и приемы ориентированы на возрастные особенности учащихся. В интересах дела необходимо не просто знать и четко различать сильные и ...

Исследование
Школьным психологом в начале учебного года проводилось изучение уровня самоотношения, с помощью теста-опросника Столина, в одиннадцатых классах. В результате проведенной работы выявлена "Группа риска" состоящая из лиц юношеского ...

Понятие группы; виды, структура групп
В теориях личности отмечается, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивидуума. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы ...