Сказкотерапия – один из методов арт-терапии, особенности психологической работы со сказкой

Статьи по психологии » Использование методов сказкотерапии в условиях семейного воспитания » Сказкотерапия – один из методов арт-терапии, особенности психологической работы со сказкой

Страница 2

Третий этап – психотехнический. Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется пять видов сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией [24, c. 25].

Рассмотрим сказки, которые используются в сказкотерапии.

В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские, так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет свои преимущества и недостатки. При использовании народных сказок в целях психотерапии к преимуществам можно отнести [23, c.24]:

· метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций;

· знакомство ребенка с сюжетом, иногда даже дословное знание текста;

· отсутствие в сюжете лишних подробностей;

· динамичность;

· разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику;

· соответствие национальному характеру.

Недостатки (не народных сказок, а сказкотерапии на их основе):

· недостаточная подробность текста, условность характеров, в результате – недостаточная «психологичность»;

· отсутствие изменений в характере героя за время действия сказки;

· в очень архаичных текстах, например в сказках о животных или некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами.

В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок [22, c. 24].

· известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного», когда психолог пытается побудить к раскрытию смысла сказки;

· метафоричность, ведущая к большому количеству проекций, личностным включениям;

· разнообразие сюжетов;

К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести:

· возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, конец которой уже известен;

· зачастую множество сюжетных линий делает сказку слишком длинной, непригодной для краткосрочной терапии, а также для некоторых видов групповых занятий;

· авторская сказка обязательно несет в себе взгляды автора, а они не всегда созвучны взглядам психолога;

· авторская сказка, как каждое произведение искусства, требует к себе бережного отношения, поэтому не всегда допустимо изменение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода работы. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта [23, c.41].

Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог. Сказка, предлагаемая группе или отдельному человеку, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если предлагается в связи с волнующей проблемой. Актуальная проблема представлена в сказке в метафорической форме; как правило, приписана значимому герою – принцу, принцессе, королю [25, c.40].

Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапевтические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения.

Не хотелось бы также исключать вопрос о духовной основе сказок. Почти любой текс в неявном виде несет в себе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателя, даже если они об этом не задумываются. В текстах, затрагивающих проблемы свободы, природы зла, которое человек видит в себе и в окружающем мире, отношение к смерти или к смыслу человеческой жизни, духовная составляющая текста проявляется обязательно – через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, повороты сюжета. При использовании сказок, представленных в нашем дипломном исследовании, выяснилось, что эти сказки успешно работают и на родителях, имеющих нерешенные проблемы [24, c. 45].

Возможности работы со сказкой: [53, c.10].

Страницы: 1 2 3 4

Также по теме:

Религиозные формы, в которые облекаются все убеждения толпы
Что составляет религиозное чувство. -- Оно независимо от обожания какого-нибудь божества. -- Его характеристика. -- Могущество убеждений, облеченных в религиозную форму. Различные примеры. -- Народные боги никогда не исчезали. -- Новые фо ...

Использование психологических игр в семье
Исторически сложилось так, что игра ориентирована в основном на ребенка. Однако эффективность коррекционного воздействия без учета контекста семейных взаимоотношений (причем не только ребенка и остальных членов семьи, но и отношений между ...

Психоделические и психолитические препараты
В качестве средств инициации измененного состояния сознания из всех природных и синтетических психоделиков исследователи выделили два основных вещества сходных по своему действию - это ЛСД-25 и псилоцибин. Их отличает практическое отсутст ...