1. негативная «Я - концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка;
2. трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;
3. переживания эмоционального отвержения, чувства одиночества, стрессовые состояния, депрессия;
4. неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации [29, c. 15]
Арт-терапия позволяет получить доступ к переживаниям аутичных детей и корректно помочь им. Доказаны преимущества арт-терапевтической работы с детьми и взрослыми, подвергшимися насилию или имеющими какой-либо другой травматический опыт.
При проведение арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Психологи поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.
Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. Основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самоактуализации и самовыражению, которое имеется у здоровых людей. У людей с нарушениями психики эта потребность нарушена, и искусство может быть способом ее восстановления [41, c. 10].
Арт-терапевтическая работа может помочь наладить более тесный контакт с вашими маленькими детьми, научить лучше понимать и принимать их, ведь практически все техники, используемые в ней, сродни детским играм и детским способам самовыражения, будь то рисование красками, лепка разноцветных гномов или сочинение собственной сказки. Попросите ребенка сочинить сказку, и вы сразу узнаете все о том, как ваш ребенок ощущает в этом мире, что его волнует, а что совершенно не трогает, чего он боится, чему радуется. Для ребенка сказка – совершенно особый мир, позвольте ему развернуться перед вами.
«Дефицит любви» приводит к тяжким последствиям в душевном развитии ребенка. При этом дети воспринимают мир отношений в узком диапазоне минорных настроений: грусти, обиды, враждебности и страха. Они искаженно видят и реальные отношения между людьми [28, c. 22].
Если ребенку недостает любви, возникают так называемые «психические отклонения», трудности характера, дефекты личности вплоть до душевных заболеваний. Дефицит внимания приводит к ухудшению успеваемости, нередко к агрессивному и асоциальному поведению ребенка как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых. Наладить отношения между психологом и ребенком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия [30, c. 25].
Известные в настоящее время формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. В одних случаях они используются преимущественно как один из методов коррекции, в других – как средство педагогического воздействия, хотя применительно к детям отделить один из этих аспектов арт-терапевтической работы от другого часто бывает трудно [41, c. 23]. Необходимо учитывать следующие специфические особенности психики детей при проведении арт-терапии:
· Большинство детей затрудняются в словесном описании своих переживаний. Для них более естественно выражать их в игровой деятельности, изобразительной и иных формах творческой активности. Это особенно значимо, если речь идет о детях с речевыми нарушениями [44, c. 15].
· Дети более спонтанны, чем взрослые, а механизмы психологической защиты и «цензура» сознания развиты у них в недостаточной степени, в связи с чем, их переживания более непосредственно и ярко проявляются в их поведении и изобразительной деятельности и игре, чем у взрослых.
· Мышление детей более образно и конкретно. Дети познают мир и решают концептуальные задачи, опираясь не только и не столько на логическое, сколько на образное мышление. Поэтому «язык» изобразительного искусства для них естественен и близок.
· Граница между реальностью и фантазией осознается детьми не столь ясно, как взрослыми. Поэтому в процессе игры, изобразительной деятельности и иной творческой активности у них оживляется воображение, легко происходит идентификация с различными персонажами и ситуациями, от лица которых они действуют, они легко вступают в диалог с последними.
Также по теме:
Перинатальная психология и психика младенца
Перинатальная психология является новым научным направлением в медицине и психологии и преследует цель изучения психической жизни плода, ее влияния на формирование личности человека. Основой перинатальной психологии является изучение пери ...
Анализ и интерпретация полученных данных
Методика А.А. Реана, В.А.Якунина определяла эффективность следующих типов мотивации: 1) Стать высококвалифицированным специалистом; 2) Получить диплом; 3) Успешно продолжить обучение на последующих курсах; 4) Успешно учиться, сдавать экза ...
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
Суть теории Л. Фестингера в следующем: чувства, мысли и поведение человека должны быть согласованы. Если один из этих трех компонентов изменяется, то возникает диссонанс, приводящий человека к ощущению дискомфорта, который он стремиться у ...
Разделы