Методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина

Полученные данные говорят о наличии:

· Умеренной личностной тревожности (личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагирование на такие ситуации состоянием тревоги). Умеренный показатель личностной тревожности может быть объяснен тем, что военнослужащие после выведения их из зоны боевых действий и перед поступлением в 6 ЦВКГ находились в госпитале им. Н. Бурденко.

· Высокой реактивной тревожности: реактивная тревожность - напряжение, беспокойство, нервозность в данный момент[96].

Методика СМОЛ:

Сравнение средних значений СМОЛ у испытуемых контрольной и экспериментальной групп позволило выявить несколько характерных тенденций.

При анализе оценочных шкал было установлено, что военнослужащие дают достаточно искренние ответы. Степень достоверности ответов так же соответствует норме; результаты по шкале коррекции говорят о неосознанной тенденции к контролю поведения, осторожности.

Анализ результатов базисных шкал показал наличие тенденций к:

· ипохондрии: испытуемые медлительны, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах, близки к астено-невротическому типу;

· депрессии: склонны к тревогам, неуверенности в себе, при малейших неудачах впадают в отчаяние. Высокие значения по шкале 2 (D - Депрессии) говорят о чувствительности и сензитивности.

· психоастении: тревожно-мнительный тип характера, которым свойственны тревожность, боязливость, нерешительность и постоянные сомнения. Все остальные значения шкал лежат в пределах среднестатистической нормы[97].

Для обследования подсознательной

части психики в исследовании используются следующие проективные тестовые методики: рисунки "Дом - дерево - человек"

[98], "Несуществующее животное"

[99]:

При обследовании у испытуемых контрольной и экспериментальной групп были выявлены следующие тенденции:

· к агрессии (основные клинические признаки: наличие в рисунках острых углов, зубов, клыков, когтей и пр. угрожающих деталей; в рисунке человека – сжатых кулаков, боксерских перчаток.) обнаружены у 80% испытуемых;

· к тревоге (основные клинические признаки: обилие штриховки в рисунках, неровные штрихи, выпуклые глаза, прорисовка радужки у животного, тучи, подчеркнутые линии, стирания и др.) обнаружены у 67% испытуемых.

· к защите (основные клинические признаки: водопроводные трубы, двери с огромным замком, яркий контур крыши) обнаружены у 53% испытуемых.

· к отчуждению (основные клинические признаки: дом вдали, закрытые окна, одномерная перспектива боковой стены, двери с огромным замком, маленькие глаза у человека и др.) обнаружены у 80% испытуемых.

· к общительности (основные клинические признаки: дом вблизи, открытые окна, двери; хорошие пропорции дорожки к дому) обнаружены у 20% испытуемых.

· ориентации на будущее (основные признаки: направленность рисунка в правую сторону) обнаружены у 20% испытуемых.

· положительный эмоциональный фон (основные признаки: хвосты, или детали их заменяющие направлены вверх) обнаружены у 20% испытуемых.

Также по теме:

Арт-терапия – совокупность психокоррекционных методик для психологической помощи детям
Арт-терапия – один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и педагогов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание ...

Основные мнестические процессы
Основными процессами памяти являются: запечатление, сохранение и забывание, воспроизведение и узнавание. Все они тесно друг с другом взаимосвязаны, и поэтому их часто именуют функциями ранее считавшегося единым психического процесса памят ...

Комплекс рекомендаций по улучшению коммуникативных особенностей подростков
Для того чтобы у человека развивалось умение правильно воспринимать и оценивать людей, необходимо, во-первых, чтобы он научился внимательно наблюдать за людьми, целенаправленно находить и умело использовать информацию, позволяющую ему суд ...