Слово «ingenio» (дарование), которое происходит от глагола «ingenero» (создаю, порождаю), который обозначает порождение пути себя цельной и истинной фигуры, представляющей в живом виде природу предмета, изучаемого наукой. Цицерон определил ум так: «Понятливость и память, которая носит название ума»
Мы не можем подробно разбирать, какие виды дарований происходят вследствие интенсивности каждого из этих трех качеств, прежде чем мы не перечислим все действия ума, воображения и памяти; пока же мы заметим, что существуют три главных действия ума. Первое действие это — выводить, второе — заключать, а третье — отбирать; отсюда проистекают три вида ума. Память делится на другие три вида: первый легко воспринимает и быстро забывает, второй — медленно воспринимает и удерживает долгое время, третий же легко воспринимает и очень медленно забывает. Воображение имеет гораздо больше видов, так как оно имеет те же три вида, что ум и память, а из каждой степени проистекают другие три.
Аристотель выделил 2 вида ума:
«Хороший ум — это тот, который повинуется хорошо говорящему».
«Наилучший ум — это тот, который понимает все через самого себя».
Существует еще третий род ума. не очень отличающийся от предшествующего; те, которые возвышаются до него, достигают его без искусства и изучения; они тогда говорят столь тонкие, истинные и удивительные вещи, которых раньше никто не видел, не слышал, не писал и не рассматривал; о таком уме Платон говорит что это «возвышенный ум, соединенный с безумием». Этот третий вид дарований, о котором говорит Платон, действительно имеется среди людей.
Человек рождается способным или неспособным. Аристотель нашел его в надлежащем соотношении четырех первичных качеств (жара, холода, влажности и сухости) которое он назвал природой, ибо от него происходят все способности людей, все добродетели и пороки и то большое разнообразие дарований, которое мы видим. Он доказывает это ясно, рассматривая возрасты мудрейшего человека, который в детстве является не более, чем неразумным животным и пользуется из способностей души только тем, в которых заключаются аффекты и вожделения; но с наступлением юности в нем раскрывается удивительный разум, и мы видим, что эта эпоха продолжается только известное время, ибо с наступлением старости ум ухудшается с каждым днем, пока он не разрушится совершенно. Известно, что это разнообразие умов происходит от разумной души, которая во всех возрастах остается той же самой, не терпя никакого изменения ни в своих силах, ни в своей субстанции, но так как при каждом возрасте человек обладает различным темпераментом и противоположной структурой, то вследствие этого душа творит одни дела в детстве, другие в юности и третьи в старости; отсюда мы видим ясно, что одна и та же душа творит противоположные дела в том же теле, потому что каждому возрасту соответствует противоположный темперамент.
Хуан Уарте пришел к заключению:
1. Что из многих видов талантов, имеющихся в человеческом роде, ты можешь по преимуществу владеть только одним; если только природа в тот момент, когда она тебя формировала, не была очень сильна и не сосредоточила все свои силы, чтобы соединить в тебе два или три вида дарований, или же наоборот, вследствие бессилия, не сделала тебя глупым и лишенным всякого дарования.
2. Что каждому виду дарований соответствует, по преимуществу, только одна наука и не больше; таким образом, если тебе не удастся выбрать ту науку, (которая соответствует твоей природной способности, то ты очень мало успеешь в других науках, хотя бы ты трудился дни и ночи.
Также по теме:
Управленческая концепция руководителя
Прежде чем перейти непосредственно к обзору исследований, посвященных этим вопросам, укажем, что общим, более широким контекстом их рассмотрения может быть феномен профессионализма. Профессионализм в современной психологии рассматривается ...
Отбор в контрольную и коррекционную группы
Цель исследования: изучение депрессивных состояний бизнесменов.
Объект: депрессивные состояния у бизнесменов.
Предмет: оценка влияния коррекционных мероприятий на депрессивные состояния у бизнесменов.
Исходя из анализа литературных ист ...
Личностная готовность к обучению в школе
Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательн ...
Разделы