Понятие самоактуализации охватывает всю систему жизнедеятельности индивида, а особенно явно может проявиться в профессиональной деятельности, которой обычно человек посвящает большую часть своей жизни. Самоактуализация включает в себя реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала. Эта категория подразумевает в себе непрерывное движение в направлении профессионального и личностного роста. Под профессиональным ростом мы подразумеваем приобретение новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа ситуаций, в которых они оказываются востребованными; эта сторона имеет в большей степени рациональное выражение. Под личностным ростом мы подразумеваем приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность, независимость и т.п.; эта категория имеет иное качество, в большей степени основанное на чувственном восприятии.
Таким образом, процесс самоактуализации представляет собой единство профессионального и личностного роста. Неясным остаётся вопрос о связи этих составляющих – существует ли зависимость между первым и вторым, и если «да», то существует ли их взаимовлияние?
А. Маслоу утверждал, что возможности для самоактуализации существуют в любом виде деятельности, но, естественно, профессиональная деятельность наиболее перспективна как в выявлении латентных способностей личности, так и в поощрении достигаемых успехов.
При подборе персонала, особенно для реализации творческой деятельности, необходимо учитывать как уровень подготовки, так и гуманистическую направленность конкретной личности. Особенно это важно в преподавательской деятельности. Специфика социальной ситуации личностно-профессионального развития учителя в условиях работы в инновационной школе проявляется в наличии острой ситуации выбора для учителя. Участие или не участие в общешкольном экспериментировании может влиять на место в учителя в социальных отношениях школы, на его статус. Выбор, который делает учитель, – это выбор между участием, присоединением к официальной версии эксперимента как средства достижения определенного статуса и содержательной инициативностью; между некритичным принятием происходящих изменений и выстраиванием собственной линии поведения в соответствии с собственными ценностями.
В характере профессиональной педагогической деятельности также возможен выбор. Учитель может ориентироваться в своей деятельности на идеальную для настоящего периода развития школы систему ценностей гуманистической педагогики, реализуя ее в целях, средствах деятельности, способах построения отношений с учениками, или же ориентироваться на привычные ценности традиционной подавляющей педагогики, что не требует внесения изменений в деятельность, а предполагает наращивание средств давления и манипуляции. Отношение учителя к своей деятельности обуславливается возможностью реалистического восприятия ситуации в школе в целом и своей деятельности. Развитие зрелого отношения к инновационной деятельности происходит в направлении от формальной поддержки эксперимента к содержательной инициативности, творческому профессиональному росту, от конформизма к утверждению собственной позиции.
Личностная зрелость учителя обнаруживает себя в сохранении критичности по отношению к изменениям, в предпочтении содержательной работы с детьми участию в формальных мероприятиях. Зрелый учитель создает и развивает свои формы творчества самостоятельно, не подстраиваясь под формально заданные рамки эксперимента. Его траектория выстраивается вследствие возможности выбора и саморазвития. Проявления личностной незрелости обнаруживают себя в конформизме, в отношении к своему участию в инновациях как к средству утверждения профессионального статуса. Соответственно, траектория собственного движения в инновационном процессе не выстраивается учителем самостоятельно, а подстраивается под те изменения, которые происходят в школе.
Также по теме:
Основные направления исследования психологии предпринимательской
деятельности в России
В последние годы ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы, психологи, социологи и др.) уделяют серьезное внимание развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом разв ...
Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе
с детьми
Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами.
Приемы, используемые для «разогрева» или настройки ребенка.
Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, за ...
Анализ результатов исследования
Результаты эмпирического исследования по методике «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского) представлены в Таблице 1 (см. Приложение 1)
Рисунок 1. Средние показатели уровня общительности
Исходя из полученных данных, можно с ...
Разделы