Декларируемой целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности, способной быть субъектом мировых и общественных преобразований. Однако традиционно педагогическая система страны старается социализировать ребёнка, включить его в систему социальных отношений. Таким образом, возникает проблема цели образования. С одной стороны школа должна формировать личность соответственную социальным шаблонам, нормам, ритуалам, а с другой – призвана развить в молодом человеке субъектность, активность, творческие способности. Понятно, что и крайний конформизм и крайний индивидуализм не актуален для современного общества.
Концепция модернизации российского образования, исходя из стратегического направления развития мировой педагогики и человеческого сообщества, определяет современную цель образования как формирование «умения решать жизненные проблемы, делать и осознавать свой нравственный выбор, строить свою жизнь на подлинно человеческой основе». Школа в широком смысле этого слова понимается при этом как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Несмотря на важность школьного образования, процесс социализации им не ограничивается. Личностный рост должен продолжаться в течение всей жизни, без него невозможна самореализация. Условия, при которых личность достигает самореализации, исследуются специальным разделом психологии. Акмеология (от древн. греч. акме – «вершина, цветущая сила», период в развитии взрослого человека, связанный с высоким уровнем развития способностей, профессионализма) – комплексная отрасль науки, предметом которой является условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности.
Эта наука возникла на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, и она целеустремленно и последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступени ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), как личности (в этом случае, прежде всего, имеются в виду усвоенные человеком отношения к разным сторонам действительности) и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала). Поскольку взрослость человека очень часто отождествляется с его зрелостью как гражданина, как супруга, как родителя, как специалиста в какой-то конкретной области труда, то некоторые ученые, работающие в сфере акмеологии, заменяют понятие взрослости понятием зрелость, хотя, конечно, эти понятия неэквивалентны.
Так как для современного человека непременным условием возрастной самоактуализации является профессиональный успех, возможности его достижения в разных сферах деятельности являются одной и сфер приложения акмеологии. Но для прикладной психологии немаловажным является тот факт, что успех совместной деятельности персонала возможен лишь при неуклонном возрастании гуманизации профессионально-личностного развития.
- Гуманизация личностного развития как путь к самореализации
- Значение гуманистической направленности профессионального роста персонала
- Заключение
Также по теме:
Техника проведения психотерапии
Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекатьс ...
Эмоциональная напряженность и психическая адаптация
Адаптация
— это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптац ...
Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности
Непроизвольное запоминание – процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение
немнемических задач. Непроизвольное запоминание – продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а ...
Разделы