Социокультурные изменения, происходящие в современной России, позволили попасть в фокус научного познания явлениям личностно-индивидуального порядка. В ряду таких явлений – феномен духовности, гуманистичности личности, который привлекает внимание к субъективному, ценностно-смысловому аспекту деятельности, тесно связанному с проблемой самореализации личности. Духовность представляет собой интеграцию многих смыслообразующих ценностей личности, обусловливающих нравственное поведение и реализацию творческих способностей.
Духовность личности и ее самореализация являются диалектически обусловленными категориями, находящими свое воплощение в процессе поиска, обретения и осуществления личностью своих основных жизненных потребностей в самоактуализации и самоутверждении. Духовность личности может рассматриваться как основополагающий фактор возможности осуществления личностью реализации себя, своих способностей и потенций в различных формах социальной активности. Гуманизация личностного развития, по сути, отражает уровень духовности, уровень развития у индивида представлений о целях и смыслах собственного существования, и признания им гуманистических ценностей вообще.
Тема личностной самореализации коррелирует с проблематикой формирования гуманизации личности, поскольку существующее между ними диалектическое единство находит свое проявление в процессе осознания человеком необходимости стремления к высшему уровню своей целостности, устранения органичности собственного бытия, которое субъективно переживается как процесс единения со своим высшим «Я», другими «Я», Вселенной. Важными аспектами процесса личностной самореализации выступают как внутренний, так и внешний аспекты индивидуального бытия человека. Внутренний аспект личности (для себя бытие) связан с целостностью внутренней структуры, которое нашло выражение в понятии «самость»; внешний аспект (для другого бытие) означает включенность в бытие социального и нашло отражение в понятии «индивидуальность».
Духовность, являясь интегрирующим началом, основой иерархии многих ценностных ориентаций и смысловых образований, задает вектор самореализации личности как определенной внутренне-внешней целостности. Духовность определяет не только направленность самореализации личности, но и характер личностной самореализации, которая будет зависеть от приоритетных ценностных ориентаций.
Направленность личности человека зависит от высших фундаментальных гуманистических ценностей. К числу таковых Вл. Соловьев относит Красоту, Добро, Любовь. На них опираются производные, вторичные жизненно важные ценности каждой отдельной личности с учетом индивидуального опыта и специфики внешних обстоятельств.
Без структурирования многочисленных ценностно-смысловых ориентиров человек дезорганизован в целях и направлении самореализации. И, наоборот, если ценностные ориентации имеют определенную структуру, подчиняясь высшим духовным ценностям, то это позволяет личности в достаточной мере осознать и реализовать свои личные притязания. Четкая иерархия ценностей дает возможность сконструировать свой внутренний мир, выработать текущие и перспективные планы, жизненные программы и проекты. Так как сущность человека находит свое воплощение в действии, то деятельность во внешний мир возможна тогда, когда человек выступает как субъект, отличающийся своей самостью, т.е. осознанностью ценностных ориентиров, возможностей, учитывая установки, приоритеты и способы их реализации.
Поднимая вопрос о возможностях личностной самореализации в контексте формирования духовности, следует коснуться деятельностного подхода. В деятельностном подходе изложена теория интериоризации. Интериоризация (от фр. interiorisation- внутренний) – процесс перехода структуры (схемы, формы, образы) практического действия в план сознания. Понятие «интериоризация» означает перенос общественного в индивидуальное. Теория интериоризации заключается в том, что процесс «овнутренивания» схемы практики протекает по законам формирования динамического стереотипа: чем чаще повторяется практическое действие, тем устойчивее становится его психический аналог, т.е. мысль. Следовательно, мышление, создание образов, структурных схем есть интериоризированная практика.
Также по теме:
Основные методики коррекции развития для детей с церебральным параличом
Методика Бота
Французы Бота изложили свою систему работы в книге: "Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения". Целью работы Бота провозглашают обеспечение каждого ребенка максимум дост ...
Патогенный голос
Известно, что матери больных шизофренией часто обладают характерным голосом: он однообразен, монотонен, с неправильным ритмом, металлический, без мелодии, негладкий, часто суровый, хриплый, трескучий, с особым ударением на глубокие тона ( ...
Работа с опросником MBTI
Опросник состоит из 94 пунктов, в каждом их которых респонденту предлагается выбрать один из двух (в нескольких случаях – из трех) предлагаемых ответов. Часть пунктов представляет собой описание поведения человека в разных жизненных ситуа ...
Разделы