Социальная ситуация развития детей, воспитывающихся вне семьи

Статьи по психологии » Изучение особенностей личности женщин, готовых и не готовых к материнству » Социальная ситуация развития детей, воспитывающихся вне семьи

Страница 3

Кроме того, у этих детей уже общий кругозор, они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами, явлениями окружающего мира, хорошо известными каждому дошкольнику, живущему в семье. Обедненность чувственной сферы ведет к тому, что у воспитанников наблюдается существенное отставание в развитии наглядно-образного мышления, которое, как известно, наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, являясь необходимым фундаментом для полноценного овладения школьной программой.

У многих воспитанников детского дома выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, сит-уативности поведения.

Е. И.Афанасенко и И. А. Каиров во вступительной статье к сборнику «Пять лет школ-интернатов» (1961) справедливо замечают, что в школе-интернате реальна опасность развить у детей некое моральное иждивенчество, привычку жить по указке, «чужим умом». Постоянное пребывание в кругу сверстников, шум, досуг, спланированный и организованный взрослыми, редкие минуты уединения вызывают нервное переутомление, повышенную возбудимость. [30 ]

Авторы считают возможным говорить применительно ко всем этим и подобным им случаям о стертых формах «современного госпитализма». Мы уже писали о том, что причина «госпитализма» давно установлена — это дефицит воспитания. Но одно дело знать, а другое — реально устранять ее. По-видимому, обстановка закрытого детского учреждения способствует тому, что дефицит воспитания снова возникает то тут, то там.

К сожалению, в психологической литературе последних лет очень мало публикаций с анализом особенностей развития детей в закрытых детских учреждениях; домах ребенка, дошкольных детских домах, школах-интернатах. Поэтому необходимо психологическое изучение социальной ситуации в таких учреждениях и выяснение условий, способствующих преодолению дефицита воспитания.

Страницы: 1 2 3 

Также по теме:

Методы и методики исследования.
Исследование силы нервной системы испытуемых производится с помощью теппинг – теста см. Приложение 1. Для изучения уровня нервно-психической устойчивости испытуемых нами использована методика «Оценка нервно-психической устойчивости (НПУ) ...

Виды зависимого поведения
Существует достаточно большое разнообразие видов зависимого поведения. Различают химические и нехимические формы аддикций. К химическим относятся алкоголизм, наркомания, токсикомания и табакокурение. К нехимическим аддикциям – компьютерны ...

Отдаленные факторы мнений и верований толпы
Подготовительные факторы верований толпы. -- Развитие этих верований есть последствие предшествующей обработки.* 1. Раса. -- Ее преобладающее влияние. -- В этом влиянии выражаются внушения предков. * 2. Традиции, -- Традиции служат выраже ...