Черта общительность, коммуникабельность или, напротив, замкнутость является главной составляющей при общении.
Черта "правдивость - лживость" подчеркивает согласие между содержанием коммуникации и сознанием носителя черты.
Черта "остроумие", по мнению Е.С. Кузьмина и его соавторов, характеризует интеллектуальный уровень личности, ее ум . В то же время достаточно очевидной является ее связь с коммуникативными ситуациями. Она отражает форму подачи сообщения.
Черта "крикливость" выражает также форму коммуникации, но обусловленную уже темпераментом носителя черты.
Черта "пустословие-обязательность" выражает соотнесение между коммуникативным поведением и характером личности.
Черта "красноречие-косноязычие" обусловлена способностями. Эта зависимость особенно наглядно выступает при анализе речевого воздействия, ставшего профессиональной деятельностью и описанного А.А. Леонтьевым на примерах оратора, лектора, драматического актера, а В.Е. Семеновым на примере журналистов и писателей.
Черта "назидательность" указывает на влияние опыта личности на интонационную форму подачи сообщения.
Черта "молчаливость-говорливость" выражает обусловленность коммуникации мотивационной подструктуры личности. Е.С. Кузьмин, И.П. Волков и Ю.Н. Емельянов связывают потребность в одиночестве со склонностью к самоанализу, самонаблюдению.
Черта "отчужденность" выражает зависимость восприятия носителя черты от коммуникации, т.е. как раз независимость.
Черта "ответственность" выражает влияние информационной идентификации в коммуникации на сознание носителя черты.
Черта "уважительность - фамильярность" и примыкающие к ней почтительность, предупредительность, корректность, обходительность и т.п. фиксирует" зависимость внимания носителя черты от особенностей коммуникативного процесса, от близости с партнером по коммуникации.
Черта "самооценка", по мнению Б.Г. Ананьева всегда связана с коммуникативными чертами личности и со сравнением своих способностей со способностями других людей. Он считал, что человек, который переоценивает себя, как правило, недооценивает других, отрывается от коллектива.
В семействе значений "ласковость - насмешливость" находят свое место черты нежности, ироничности, саркастичности. А.А. Бодалев обращал внимание на мысль В.Н.Мясищева о формирующей роли ласкового, одобряющего обращения в становлении потребности общения.
Черту "доброту-злобность" относят к сфере этических чувств. Данное свойство фиксирует особенности консолидации с партнером, воздействующие на эмоциональное состояние последнего.
Всего В.А. Богданов выделил около 130 черт личности, проявляющихся и формирующихся в общении. Причем, понятия "коммуникативные качества личности", "коммуникативные черты" и "коммуникативные свойства личности" употребляются им как синонимы.
В отличие от А.А. Бодалева и А. В. Мудрик, выделивших в своих классификациях по три блока коммуникативных качеств, В.А. Богданов дал развернутую характеристику самих коммуникативных качеств. В основу анализа был положен перечень из 1300 черт личности, отображенных в лексике русского языка и опубликованных К.К. Платоновым и Г.Г. Голубевым. Перечень был сокращен в десять раз. Но в данную классификацию, следовало бы включить коммуникативные мотивы и направленность личности.
Итак, мы рассмотрели классификации коммуникативных качеств личности. Анализ этих классификаций показывает, что системный подход выражен недостаточно.
Помимо коммуникативных качеств В.В. Рыжов, В.А. Кольцова, А.А. Бодалев и др. используют в своих исследованиях, направленных на выявление свойств личности, проявляемых в общении понятие "коммуникативного потенциала личности". Причем единого согласия по этому поводу не существует.
Так, А.В. Фомин определяет коммуникативный потенциал через такие свойства личности как: потребность в общении, стремление к пониманию людей, способность к идентификации и сопереживанию, стремление быть понятым, общительность.
Рассматривая коммуникативный потенциал личности и группы как систему свойств, обеспечивающих успешное общение в целом и конкретное участие в нем конкретной личности, В.В. Рыжов считает его системой коммуникативных способностей. Такой подход к анализу способностей разных видов деятельности является достаточно традиционным. .
Сколько-нибудь стройной концепции, определяющей основные направления в изучении коммуникативного потенциала личности как коммуникативных способностей, в настоящее время в психологии не создано. Однако, как мы уже заметили, исследование коммуникативных способностей проводится в широком диапазоне. В основу понятия "коммуникативный потенциал личности", как системы коммуникативных способностей, было положено учение Л. Тайера о коммуникативных способностях, Л. Тайер выделил две группы этих способностей:
Также по теме:
Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности
Вариант психологического теста Мini-Мult
Зайцев В.П.
Психологические тесты в последние годы начинают все шире использоваться в клинической медицине для решения разнообразных научных задач, а также в практических целях. К числу наиболее ...
Семья как институт социализации
Специфика семьи как социального института состоит в том, что она, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой — как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отно ...
Теоретические представления зарубежных авторов
3. Фрейд сущность феномена идентификации рассматривал в связи с природой онтогенетического развития ребенка и социально-психологических процессов внутри социальной группы [цит. по 2]. Процесс идентификации, с одной стороны, связывается с ...
Разделы