Причем, А.В. Мудрик выделяет три личностные особенности, которые играют особо важную роль в том, насколько личность готова к эффективному общению с окружающими.
1. Общительность. Возможность развития этого личностного свойства, отмечала она, связана с тем, что общительность-замкнутость не всегда являются стабильными. В онтогенезе они могут сменять друг друга в связи с возрастными периодами развития личности. Эти свойства могут проявляться и не проявляться в зависимости от конкретных ситуаций, в которых оказывается школьник в один и тот же возрастной период.
2. Эмпатия. А.В. Мудрик различала два ее вида: сочувствие и сопереживание.
3. Спонтанность восприятия. Очень важно, отмечала Л.Б. Ермолаева-Томина, культивировать спонтанность восприятия. Необходимо, чтобы дети умели видеть мир таким, какой он есть в данный момент, а не через "ярлыки слов и понятий".
Анализируя профессиональную деятельность клубных работников, В.Н. Панферов выделил две группы качеств, которые составляют основу профессиональной деятельности: собственно коммуникативные качества и группу качеств, способствующих протеканию организационно-коммуникативной деятельности. В число коммуникативных качеств личности вошли:
1) воспитанность, требовательность, объективность, великодушие, обя- зательность, интерес к людям;
2) чуткость, понимание людей, доброжелательность, уравновешен- ность, вежливость, терпимость, приветливость, деликатность, отзывчивость, внимательность;
3) общительность, коллективизм, авторитетность, обязательность, дипломатичность, демократичность;
4) самокритичность, скромность, самоутверждение, самосовершенствование, самолюбие, уверенность в себе.
S. Slavson же выделил такие качества, как уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила "Я", высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, желание помочь людям, терпимость.
Просмотрев вышеперечисленные классификации, можно сделать вывод, что они не полностью отражают необходимые коммуникативные качества личности.
Более полную характеристику коммуникативных качеств мы встречаем у А.А. Бодалева . Он отмечал, что коммуникативные качества являются важным условием общения. " Личностные черты, формирующиеся у каждого из нас, и, прежде всего те из них, которые образуют склад нашего характера, определяют общий рисунок нашего поведения при общении с людьми". Автор выделил следующие качества личности, необходимые при общении:
1. Глубокое знание психологии другого человека. Развитие этих качеств по его мнению, начинается с формирования такой направленности личности, при которой другие люди стояли бы в центре складывающейся у него системы ценностей. Это будет способствовать успешности общения, выбору наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним.
2. Наличие в интеллекте, а также в эмоциональной и волевой сферах целого ряда характеристик, которые все вместе обеспечивали бы успешное общение.
В интеллекте это относится буквально ко всем познавательным процессам:
- внимание; достаточно большой объем внимания, умение его распределять, высокая его устойчивость;
- восприятие, наблюдательность; умение быть наблюдательным по отношению к окружающим нас людям, способность фиксировать малейшие колебания в их внешнем поведении;
- память; это условие, успешного общения; в общении необходимо постоянно запоминать имена людей, их отчества, лица;
- мышление; способность каждого из нас анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, которые руководят им, определять его поведение в различных ситуациях;
- интуиция; постижение особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения; у человека происходит быстрая мобилизация прошлого опыта на постижение сути какого-либо поступка, факта поведения или всей личности другого человека;
- воображение; проявляется в умении ставить себя на место другого человека и видеть мир, работу, нас, все происходящее его глазами; человек с неразвитым социальным воображением приписывает свои собственные состояния, свои намерения и мысли другим людям;
Условием успешности общения человека с другими людьми является также воспитанность его эмоциональной сферы, умеет ли человек сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои.
3. Умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним.
В классификации А.А. Бодалева явно просматривается системный подход. Здесь отражены и направленность личности, и умение выбирать подходящий способ поведения, а также развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы.
С несколько иной классификацией коммуникативных качеств мы встречаемся у В.А. Богданова. Кратко рассмотрим основные черты личности, необходимые при общении, выделенные им.
Также по теме:
О характере и типе ценностей в аргументации
Чтобы яснее и полнее представить, какое место занимают ценности в поведении человека, его действиях и поступках, необходимо сопоставить их с такими основополагающими его характеристиками, как потребности, стимулы, стремления и желания. Ва ...
Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному
обучению
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательн ...
Понятие готовности ребёнка к школе
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительная особенность положения ученика, школьника с ...
Разделы