Р. Пек критиковал Эриксона за то, что в своем описании восьми возрастов жизни он уделял слишком много внимания детству, подростковому возрасту и ранней взрослости. Пек считает, что в средние годы и в пожилом возрасте появляется слишком много новых проблем и задач, которые невозможно уместить в рамках двух стадий: генеративности против стагнации и наступающей позднее стадии целостности эго против отчаяния.
В этом возрасте все прежние проблемы и варианты их разрешения время от времени всплывают снова, особенно в периоды стресса или перемен. Внезапная болезнь, например, инфаркт, может привести к тому, что человеку вновь придется решать проблему автономии и зависимости, теперь уже в 45-летнем возрасте. Смерть спутника жизни может вновь сделать актуальной для оставшегося в живых супруга потребность в близости. На самом деле, любая серьезная адаптация в жизни вызывает необходимость пересмотра и некоторой переоценки старых решений проблем. Эриксон считал, что когда такое важное жизненное обстоятельство, как смерть супруги или супруга, вносит коренные изменения в образ жизни человека, он сначала возвращается к проблемам базального доверия, автономии, инициативы, идентичности и близости, и лишь после этого может достигнуть зрелой генеративности (15, с.153).
Пытаясь учесть специфические жизненные задачи взрослой жизни, Пек выделил 7 проблем, или конфликтов, развития взрослого человека. Первые 4 проблемы (признание ценности мудрости против признания ценности физических сил; социализация против сексуализации человеческих отношений; катексисная (эмоциональная) гибкость против катексисного обеднения; гибкость мышления против ригидности мышления) особенную значимость приобретают в среднем возрасте; оставшиеся (трансцендентность тела против поглощенности телом; дифференциация эго против поглощенности ролями) становятся важными в зрелые годы, однако, индивиды начинают сталкиваться с ними уже в середине жизни (15, с.178).
Подобно стадиям Эриксона, ни одна из проблем Пека не ограничивается средним возрастом или старостью. Решения, принятые в начале жизни, выступают в роли кирпичей, из которых складываются все последующие действия взрослого человека, а люди среднего возраста уже начинают разрешать проблемы грядущей старости. Исследования показывают, что на самом деле, период от 50 до 60 лет является критическим для совершения корректировок, которые и будут определять то, как человек проведет остаток своей жизни (15, с.218).
Во взрослом возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои жизненные цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области, они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом осознают, что они уже сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял ее или не достиг того профессионального положения, на которое рассчитывал, испытывают горечь и неудовлетворенность. Другие могут перестроить свою систему приоритетов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной деятельности. Например, некоторые люди в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным отношениям или моральным обязательствам и меньше профессиональному развитию (60, с.90).
Традиционно считалось, что психологическое благополучие мужчин связано с их профессиональными ролями. Однако, сегодня, очевидно, что семейные отношения в средине жизни также приобретают для них огромную значимость. Действительно, середина жизни характеризуется как период "расцвета" отцов, по мере того, как их влияние на своих детей, достигших к этому времени периода ранней взрослости, начинает возрастать.
Как для мужчин, так и для женщин, межличностные отношения являются определяющими в течение всего периода взрослости. Можно утверждать, что ключевым элементом в характеристике взрослого возраста являются отношения с членами семьи и друзьями. Переопределение отношений между родителями и детьми начинается с момента процесса перехода детей к самостоятельной жизни. Некоторые семьи хорошо справляются с этим процессом. Самую лучшую поддержку молодым людям, готовым принять на себя ответственные взрослые роли, оказывают те родители, которые не прекращают диалога со своими детьми, но при этом все больше доверяют им и уважают их суждения, решения и зарождающуюся зрелость. Родители должны научиться предоставлять им разумную свободу. Им необходимо научиться принимать детей такими, какие они есть (62, с.254).
Не вызывает сомнений, что уход из дома, начало самостоятельной жизни детей становится и для родителей периодом перехода в новое состояние. Родители постоянно говорят, что, хотя они и рады тому, что у них есть дети, после их ухода из дома наступает довольно приятный период жизни, связанный с увеличением свободы, расширением возможностей личной жизни и появлением дополнительных ресурсов. Женщины особенно выигрывают, освобождаясь от ежедневных родительских обязанностей; они сообщают о более активном и свободном занятии собственными увлечениями.
Также по теме:
Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному
обучению
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательн ...
Степень научной разработанности проблемы
Вопросы удовлетворенности рабочих своим трудом привлекли внимание уже в 30-х годах XX века. И хотя за прошедшие полвека опубликовано достаточное количество статей по различным ее аспектам, тем не менее, эта проблема и по сей день далека о ...
Буржуазные теории групп
Буржуазные теории групп характеризуются неоднородностью исходных позиции, но их объединяет общее – стремление подменить социально-экономические, идеологические и классовые отношения буржуазного общества профессиональными, социально-психол ...
Разделы