Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, является агрессивность. Именно агрессивность приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между людьми и неконструктивным способам их разрешения.
В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Агрессия проявляется в виде различных реакций: раздражение, негативизм, злость, подозрительность, обида, вербальная агрессия и другое. Наиболее опасной реакцией является использование физической силы против другого человека – физическая агрессия. Подростки нередко склонны к проявлению силы. По их мнению, готовность к физическим действиям, выяснение отношений на кулаках является признаком храбрости, решительности, мужественности.
Выбор методов определялся задачами исследования. В работе применялись стандартизированные психодиагностические методики: для выявления особенностей агрессивности - опросник А.Басса-Дарки и Тест рисуночный «Несуществующее животное»; для выявления неофициального статусного аспекта в группе и межличностных взаимоотношений в группе – социометрическое исследование. Излагается процедура исследования, обосновываются и описываются применявшиеся методики, дается характеристика выборки. Описываются и анализируются полученные результаты.
Основными показателями агрессивности в нашей работе выступают: индекс агрессивности и индекс враждебности (полученные по опроснику А. Басса – Дарки)
Индекс агрессивности как обобщенный показатель открытой агрессии по выборке в целом остаётся в пределах нормы (от 15 до 22 баллов) Скрытые формы агрессивности, отраженные в индексе враждебности, имеют на протяжении всего изученного возрастного периода высокий уровень выраженности, снижающийся от 5 класса к 6. Результаты анализа позволяют утверждать, что на протяжении младшего подросткового возраста увеличиваются только уровни проявления физической агрессии и негативизма.
Следовательно, подростки чаще используют оппозиционную манеру в поведении, они проявляют свою агрессию разными способами, и чем старше становится подросток, тем больше способов и форм агрессии он может продемонстрировать социуму. Виды агрессии на протяжении подросткового возраста проявляются относительно стабильно, хотя обнаружена незначительная тенденция к их возрастанию.
В период от 10 к 13 годам, значимо изменяются все частные формы агрессивности, при этом уровни физической агрессии и подозрительности возрастают, а остальные снижаются. Следовательно, к 13 годам подростки не становятся менее обидчивыми и раздражительными, продолжают демонстрировать негативизм, вербальные и косвенные способы проявления агрессии. Вместе с тем, они более осторожны и недоверчивы к окружающим, чаще применяют физическую силу. Полученные результаты соотносятся с данными наиболее часто встречающимися формами агрессии у подростков 10-13 лет - физическая, косвенная и вербальная.
Это означает, что агрессивные выпады в адрес окружающих при возникновении трудностей являются нормальным явлением, типичным для изученных возрастных групп. В нашем исследовании не обнаружено однозначных взаимосвязей между индексами агрессивности и враждебности и статусной позиции в группе. Исследование указывает на то, что чаще они не реализуются посредством применения физической силы, угроз, оскорблений. Это, по-видимому, означает, что открытые проявления агрессивности обусловлены признанием вины и ответственности окружающих за возникновение конфликтных и трудных ситуаций.
Также по теме:
Причины депрессии
Депрессия была отмечена еще в древние времена. Описания явлений, которые тогда называли нарушениями настроения, можно найти во многих древних документах разных культур. История о царе Сауле в Ветхом Завете включает в себя описание депресс ...
Методика «Диагностика направленности руководителя» А.А. Ершова
Тест конкретных ситуаций разработан и апробирован психологом труда А.А. Ершовым. По его мнению, связь между личностными характеристиками и эффективностью деятельности опосредуется такими социально-психологическими факторами, как позиция л ...
Понятие межличностного отношения
Изучением межличностных отношений занимались многие психологи. У каждого была своя точка зрения, своя трактовка понятия.
Алексей Юрьевич и Галина Михайловна Коджаспировы рассматривали отношение как целостную систему индивидуальных избира ...
Разделы