Как правило, наибольших достижений в профессиональной сфере человек достигает именно в возрасте от 30 до 50 лет. Мы примем это как период средней взрослости, хотя мнения специалистов на периодизацию и на критерии, по которым можно выделить именной средний возраст сильно разнятся. Психологи, социологи и сами представители этой возрастной группы расходятся также во мнении о том, может ли человек рассматривать этот жизненный этап как время реализации своих возможностей, стабильности и потенциального лидерства или же для него это период неудовлетворенности, внутреннего смятения и депрессии. Взгляд человека на свой средний возраст может быть обусловлен экономическими условиями жизни, социальным положением и условиями того времени, в котором ему довелось жить.
Средний возраст может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карьере, но при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит. Для некоторых девизом в этот период становятся слова: «Все свои дела мы должны успеть сделать сейчас». То, как люди относятся к этому настоятельному внутреннему зову, наряду с происходящими в их жизни событиями, определяет, станет ли средний возраст этапом плавного перехода и переоценки ценностей или же периодом кризиса середины жизни.
Существует две модели, касающиеся среднего возраста, - модель кризиса, которая привязывает нормативные возрастные изменения, имеющие место в этот период, к предсказуемым кризисам, и модель перехода, которая отвергает представление о том, что кризис середины жизни – это нормативное, связанное с возрастным развитием событие. [14, с. 178]
Согласно модели перехода, развитие человека характеризуется последовательностью ожидаемых важных событий в его жизни, которые можно предвидеть и в отношении которых можно строить планы. Хотя переход, связанный с этими событиями, и может вызвать немалые трудности как в психологическом, так и в социальном плане, большинство людей успешно к нему приспосабливаются благодаря знанию того, что эти события неуклонно приближаются. Например, занятый в малом бизнесе 40-летний предприниматель, зная, что он, вероятно, отойдет от дел где-то около 60-ти, регулярно перечисляет деньги на особый (не облагаемый до установленного срока налогом) пенсионный счет. К 50-летнему возрасту он, возможно, уже присмотрит себе идеальный дом для жизни на «заслуженном отдыхе». Благодаря антиципаторной социализации он сможет спланировать эти жизненные события и избежать кризиса середины жизни.
Модель кризиса имеет методологические недостатки, которые ограничивают ее привлекательность. Во многих исследованиях, предлагающих эту модель, использованы данные, полученные при изучении клинического контингента, а не случайных выборок, которые более точно отражают полный состав взрослого населения. Исследование Левинсона и Вайллэнта касается только мужчин. [14, с. 178] Они обнаружили в своем исследовании, что большинство мужчин 40 лет может подвергнуть сомнению, или, по крайней мере, начать осмысливать с разных сторон ценность той «управляемой обстоятельствами» жизни, которую он вел. Если ему раньше удавалось добиваться своих целей, он может задаться вопросом: «Стоили ли они потраченных усилий?». Если он сумел добиться в своей жизни того, чего хотел, он может теперь со всей ясностью осознать, что у него осталось не так уж много возможностей, чтобы что-то изменить. Он начинает подвергать сомнению все стороны своей жизни, включая работу и семейные отношения.
В одном специалисты сходятся – средина жизни – это то время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Одни могут быть удовлетворены собой, считая, что достигли пика своих возможностей. Для других анализ прожитых лет может стать болезненным процессом. [14, с. 179]
Мужчины реагируют на достижение середины жизни индивидуально, но все же в рамках некой общей схемы. Большинство их них ощущают обязательства как по отношению к работе, так и по отношению к семье. Качество выполнения мужчинами супружеской и родительской ролей значимо предсказывает их уровень психологического дистресса и влияет на степень дистресса, испытываемого ими на работе.
Фаррелл и Розенберг в результате исследований пришли к выводу, что существуют 4 главных пути развития в среднем возрасте для мужчины. [14, с. 197] Первый из них – это путь трансцендентно-генеративного мужчины. Он не испытывает кризиса середины жизни, так как нашел адекватные решения большинства жизненных проблем. Для такого мужчины середина жизни – время реализации своих возможностей и достижения поставленных целей. Второй путь – это путь псевдо-развитого мужчины. Этот мужчина справляется с проблемами, делая вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем; на самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все осточертело. Мужчина в кризисе середины жизни – третий путь – находится в замешательстве и ему кажется, что весь его мир рушится. Он не в состоянии удовлетворять предъявляемые к нему требования и решать проблемы. Для одних мужчин этот кризис может быть временной фазой развития, для других он может стать началом непрерывного падения. Четвертый путь развития – это путь обездоленного судьбой мужчины. Такой мужчина был несчастлив или отвергаем другими большую часть совей жизни и проявляет признаки кризиса жизни. Обычно он не в состоянии справиться с проблемами. Лишь немногим мужчинам удается в среднем возрасте избежать ощущения неудачи, внутреннего разлада или потери самоуважения – таково заключение Фаррелла и Розенберга. [14, с. 184]
Также по теме:
Причины депрессии
Депрессия была отмечена еще в древние времена. Описания явлений, которые тогда называли нарушениями настроения, можно найти во многих древних документах разных культур. История о царе Сауле в Ветхом Завете включает в себя описание депресс ...
Эмпирические основания применения гуманистического подхода в практике
социальной работы
Как видно из первой главы данной работы, очень трудно недооценить значимость использования гуманистического подхода в практической социальной работе. И поэтому студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» должны владеть навы ...
Заключение.
В результате проделанной работы, были получены ответы на вопросы поставленные в рамках задачи.
Резюмируя проведённое исследование, и находя общее в изученных теориях личности, можно сделать ряд выводов:
1. Развитие личности носит преиму ...
Разделы