Изучив проблему и проанализировав научно-педагогическую литературу по данному вопросу, мы поставили целью эксперимента – исследование грамматического строя речи дошкольников в возрасте 5-6 лет. Для этого были подобраны две группы детей: контрольная (дети с нормальным развитием) и экспериментальная (дети с ЗПР) по 10 человек в каждой. Экспериментальная работа проводилась в течение двух недель на базе детского сада №75 «Солнышко».
Для реализации цели исследования экспериментальная работа проводилась в два этапа:
- на первом этапе испытуемые выполняли первое задание. Диагностирование проводилось по очереди в контрольной и экспериментальной группе;
- вторым этапом исследования стало выполнение второго задания. Задание так же выполнили обе группы.
Исследование проводилось в соответствии с методическими рекомендациями, составленными Т.Б. Филичевой, Л.Ф Спировой, А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой «Морфологический уровень грамматической системы на примере глагольной лексики, т.е. понимание и употребление глаголов по числам и временам и словообразование глаголов
Задание №1.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени.
Для проведения исследования необходимы карточки с изображением действий одного или нескольких людей.
Девочка рисует.
Девочки рисуют
Мальчик собирает грибы
Мальчики собирают грибы
Мальчик катается на лыжах.
Мальчики катаются на лыжах
Мальчик читает.
Мальчики читают
Мальчик бежит.
Мальчики бегут
Кукла сидит.
Куклы сидят
Девочка пьет сок.
Дети пьют сок
Котенок лакает молоко.
Котята лакают молоко
Мальчик плывет.
Мальчики плывут.
Девочка танцует.
Дети танцуют
Инструктор показывает испытуемому картинку и задает соответствующий вопрос.
Задание №2.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Для проведения исследования так же необходимы карточки с изображением.
Папа встал.
Мама встала.
Солнце встало.
Мальчик упал.
Девочка упала.
Дерево упало.
Стол сломался.
Машина сломалась.
Кресло сломалось.
Ботинок порвался.
Рубашка порвалась.
Платье порвалось.
Стакан разбился.
Тарелка разбилась.
Окно разбилось.
Мальчик испачкался.
Девочка испачкалась.
Одеяло испачкалось.
Инструктор показывает испытуемому серию картинок и задает соответствующий вопрос.
Оценка результатов.
Оценка морфологического уровня грамматической системы.
Высокий уровень (4 балла) - правильное, самостоятельное выполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) - ребенок дает правильный ответ при помощи незначительной помощи экспериментатора, сам исправляет ошибку.
Средний уровень (2 балла) - допускает 2-3 ошибки при выполнении всех заданий.
Уровень ниже среднего (1 балл) - сделал в каждом задании по ошибке (6 ошибок).
Низкий уровень (0 баллов) - не справился с заданиями.
Также по теме:
Индивидуальные особенности памяти
Некоторые из особенностей памяти могут упрочиться и стать свойствами личности (свойствами памяти данного человека). Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия каса ...
Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации
Коррекционная программа для младших школьников подготовлена кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой.
Цель: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ученика.
В группу в ...
Психическое здоровье как баланс аффекта и интеллекта
Культ эмоций, однако, так же опасен, как и культ рационализма (как любой культ или крайность вообще). Психическое здоровье — это, прежде всего, баланс различных психических свойств и процессов (баланс между умением отдать и взять от друго ...
Разделы