Современное состояние высшей школы характеризуется значительной неоднородностью в уровне подготовки абитуриентов, вызванной психологическими, социальными, демографическими и иными изменениями, происходящими в обществе. Указанные явления накладывают негативный отпечаток на организацию и управление учебным процессом в вузах, порождая комплекс проблем, связанных с обеспечением качества образования. Ситуация в значительной степени обостряется в связи с желанием получить вузовскую квалификацию различными по составу социальными группами населения и быстрыми изменениями самого социума.
Существующая система оценок готовности абитуриентов к получению образования по выбранной специальности позволяет определять лишь имеющиеся у них знания, умения и навыки на момент поступления в вуз. В ней недостаточно оцениваются личностные компоненты индивида, такие как мотивация к овладению конкретной специальностью, его интеллектуальные и творческие способности, особенности памяти и др. Недостаточная изученность влияния комплекса указанных свойств индивида на его обучение в вузе затрудняет управление учебным процессом, не позволяет получать заданное стандартом качество образования.
Само понятие «уровень готовности индивидов» (УГИ) к познавательной деятельности не является на сегодняшний день определенным и достаточно разработанным, не существует каких- либо данных о его структуре, содержании и возможностях объективной оценки.
Вообще понятие готовности встречается в образовании и управлении, мобилизационных и мотивационных задачах, при эксплуатации технических средств и в проектно-созидательной деятельности, в других видах человеческой активности. При этом в центре внимания исследователей оказываются различные виды готовности. Наиболее разработанной является категория готовности к обучению в школе.
Изучается и готовность к окончанию школы, которая, по мнению авторов, зависит от особенностей жизненного плана личности, ее социальной пластичности и влияет на характер адаптации в новых условиях. Применительно к выпускникам школы используется также понятие готовности к преодолению трудностей при осуществлении своих жизненных планов, исследование которой становится особенно актуальным в связи со сложными преобразованиями, происходящими в современном обществе.
Готовность характеризуется как один из показателей развития и становления личности, который определяется как свойство личности и носит многоплановый, динамический характер.
Готовность в общем - означает положение подготовленности, в котором организм настроен на действие или реакцию. Это такое состояние человека, при котором он готов извлечь пользу из некоторого опыта. Оно может пониматься как относительно простое и биологически детерминированное или как сложное в когнитивном плане и в плане развития. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий.
Различают длительную готовность и временное состояние готовности, синонимами которого являются «предстартовое состояние» (Н.Д. Левитов), состояние «оперативного покоя» (А.А. Ухтомский) и состояние «бдительности» (Л. С. Нарсесян, В. Н. Пушкин).
Длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят:
- положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии;
- черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требованиям деятельности;
- необходимые знания, навыки, умения;
- устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы.
Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуации. Ее основными чертами являются относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.
В связи с этим готовность к поступлению в ВУЗ может рассматриваться как сложное интегративное качество личности, представляющее динамическое состояние индивида, обладающего теоретической и психологической подготовленностью к обучению в вузе, сформированной профессиональной направленностью и способностью к адаптации в новых условиях обучения.
Также по теме:
Несколько фактов интеллектуального поведения животных
1. Опыт принадлежит нашему советскому физиологу – профессору кафедры нервной деятельности университета Л. В. Крушинскому и называется опытом с экстраполяционным рефлексом. В данном случае речь идет тоже о восприятии отношений, но уже не п ...
Идеальная цель воспитания
История знает личности, феноменально развитые в какой-то одной области: П. Чайковский - в музыке, И. Репин - в живописи, А. Эйнштейн - в математике, И. Курчатов - в физике и т.д. Можно привести примеры, когда в одной личности сочетаются ...
Сиблинговые позиции в семье
Сразу определимся, что сиблингами называют родных братьев и сестер в семье. Но как же часто приходится встречать братьев и сестер, которые не ладят между собой. И главная тому причина - ревность, испытываемая ими по отношению к родителям. ...
Разделы