Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, А.А.Бодалева, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность». «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностного общения: это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности [22; с.96].
За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии, прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.
В XX в. крупнейшие советские педагоги С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский тоже уделяли большое внимание общению как средству воспитания. Так, одна из лекций А.С. Макаренко о проблемах школьного воспитания даже своим заглавием обращена к отношениям, стилю, тону в коллективе. И если в последующие сорок лет в педагогической литературе общение почти не упоминается, то в 80-е и особенно в 90-е гг. феномену общения уделяется все больше внимания. Анализ исследований М.И. Кондакова и А.С. Вишнякова показали, что общение характеризуется как взаимоотношение людей, главное условие и способ существования и развития каждого из них [18; с.59].
По мнению В.Н. Мясищева человеку присуща потребность в общении. Удовлетворяя эту потребность, человек проявляет и реализует свои человеческие возможности. По мнению психолога В.Н. Мясищева, потребность в деятельном общении, или общении в деятельности, представляет характерную специфически человеческую потребность. У детей она выражается как в реакциях, так и в словах.
Анализ исследований А.В. Мудрика показали, что общение имеет индивидуально-личностную окраску. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и, соответственно, возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина заключается в том, что все большая специализация работников занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей (А.В. Мудрик, 1984).
Общение оказывает существенное влияние на результаты деятельности человека. Ученые давно заметили, что степень проявления тех или иных свойств человека, особенности его поведения, эффективность деятельности во многом зависят от того, действует ли он один, в изолированных условиях, или в присутствии других людей изменяет результаты деятельности индивида. Особенно большие изменения происходят, когда другие люди выполняют рядом такую же задачу или когда они общаются в процессе ее выполнения.
Обобщая анализ источников можно отметить, что общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения, важности его изучения связано и с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались отдельными людьми. Такие психологи как В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьева разрабатывают специальные методы принятия решений в группе, предлагают пути совершенствования традиционных методов. К таким методам относятся совещание, групповые дисскусии, мозговой штурм и ряд других [1; с.176].
В социальной психологии можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный - ориентированный на передачу и прием информации; интеракциональный - ориентированный на взаимодействие и реляционный - ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения. Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но тем не менее разные аспекты анализа проблемы общения [2; с.216].
Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Э. Дюркгейм пришел к такой постановке проблемы, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику (Э. Дюркгейм, 1898).
Также по теме:
Результаты обследования
раненых после реабилитации
Методика САН.
После повторного обследования испытуемых контрольной и экспериментальной групп с помощью методики САН были получены следующие результаты (см. таблицу 1).
Таблица 1
Результаты обследования испытуемых после реабилитации
с ...
Типы депрессии
Сильная Депрессия. Тяжелая форма болезни, которая длится, по меньшей мере, две недели. Если ее не лечить, то длительность обычного приступа при осложнениях может быть шесть или более месяцев. Кроме того, отсутствие лечения в таких случаях ...
Ситуативные методы
влияния
Существуют вспомогательные методы опосредованного влияния (которые можно использовать на презентации), которые, по сути, позволят, как можно больше расположить человека к тому, что происходит, сделать его более восприимчивым к тому, что х ...
Разделы