Упражнение «Сознавание тела»[82]
Как и в предыдущем упражнении, ведущий читает инструкцию, делая паузы в помеченных многоточиями местах. Используется музыкальное сопровождение. Длительность упражнения — тридцать минут.
Ведущий: «Предлагаемое упражнение поможет научиться слушать то, что вам хочет сказать ваше собственное тело.
Займите удобное положение и закройте глаза. Отметьте, какими местами ваше тело опирается на кресло, кровать или ковер . Они поддерживают все ваше тело, доверьтесь им и позвольте себе расслабиться . Теперь спокойно отметьте, как вы дышите. Не нужно ничего менять. Просто отметьте, как вы дышите. Именно сейчас . Следите, как воздух входит и . выходит . Отметьте, как ваше тело движется в ритм дыханию . Я буду называть различные части тела. Постарайтесь на вдохе сконцентрироваться на названной части тела, а на выдохе позвольте напряжению выйти из всего тела вместе с воздухом .
Итак, ваш лоб . Запрокинута ли голова или опущена на грудь? Ваши веки . Неподвижны или подрагивают? Ваши глаза . в покое или в движении? Видятся ли вам какие-нибудь пятна, образы? Ваши щеки . расслаблены или напряжены? Ваши уши . Какими вы их сейчас ощущаете, теплее они лица или холоднее? Ваш нос . Можете ли вы почувствовать при дыхании легкое движение волосков в ноздрях? Ваши губы . сухие или влажные? Сжаты или чуть приоткрыты? Ваш язык . В каком он сейчас положении, чего касается? Ваши зубы . Проверьте каждый . Не чувствуете ли вы неудобства от застрявших в них кусочков пищи? Ваша шея . Нет ли в ней напряжения от неудобного положения головы? Или голове вполне удобно?
Ваш позвоночник . Мысленно пройдитесь сверху вниз от шейных позвонков до самого копчика . Какова линия вашего позвоночника? Почувствуйте мышцы спины . Они напряжены или расслаблены? Теперь перенесите внимание на плечи . Они приподняты или опущены? Сведены или расправлены? Почувствуйте свои плечевые суставы . Постарайтесь представить себе, как вы вращаете руками в плечевых суставах .
Теперь пройдитесь мысленным взором вдоль своих рук . Плечи . локти . Они выставлены или прижаты? Предплечья . запястья . кисти рук . пальцы . Чувствуете ли вы в них какое-нибудь напряжение?
Прислушайтесь к своему сердцу. Не считайте удары, а только почувствуйте ритм его биений . Внутренне отыщите точки в других частях своего тела, пульсирующие в такт с ним, — например, на шее, под коленом, на запястье.
Снова вернитесь к дыханию . Мысленно проделайте тот путь, который совершает вдыхаемый вами воздух, — через нос, по трахее вниз, к легким . Вы чувствуете, как они наполняются воздухом, а затем выпускают его .
Сделайте глотательное движение и попробуйте ощутить свой пищевод . желудок . Идет ли в нем какая-то работа? Успели ли вы проголодаться с тех пор, как поели? По каким ощущениям вы это сейчас узнали? Теперь опуститесь ниже . Вот ваш тонкий кишечник . Происходят ли сейчас в нем какие-то процессы? Толстый кишечник . Он имеет S-образную форму. Справа, в полости живота, он сначала поднимается снизу вверх, затем переходит налево и снова опускается вниз . Чувствуете ли вы, что там что-то происходит? Ваша прямая кишка, не переполнена ли она? Как скоро вам захочется освободить ее? Теперь анус . Сжат ли он или расслаблен?
Попробуйте осознать свои почки . Они расположены по бокам в самом низу спины и по форме напоминают бобы . Каналы, идущие от них к мочевому пузырю и сам мочевой пузырь . Насколько он полон? Как скоро вам потребуется опорожнить его? Мужчины, почувствуйте свои яички, как они расположены в мошонке? Почувствуйте свой пенис .
Теперь мысленно перейдите к тазовым костям, предохраняющим ваши внутренние органы . Ощутите форму вашего таза . Направьте внимание на тазобедренные суставы . и мысленно представьте себе, что вы поднимаете и опускаете ноги . Теперь вообразите, что ваши ноги совершают круговые движения сначала вовнутрь, потом наружу.
Почувствуйте ваши бедра . колени . Вы ощущаете равномерное тепло вдоль всей ноги? Может быть, колени немного холоднее или теплее? Не напряжены ли ваши икры? Теперь ваши лодыжки и стопы . Попробуйте подвигать стопой, чтобы определить степень ее подвижности . Ваши пятки и ступни . Если вы обуты, не жмет ли обувь?
Также по теме:
Основные теории изучение памяти
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей чело ...
Анализ результатов исследования
Результаты эмпирического исследования по методике «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского) представлены в Таблице 1 (см. Приложение 1)
Рисунок 1. Средние показатели уровня общительности
Исходя из полученных данных, можно с ...
Стадии развития группы
В понятие групповой динамики входят шесть основных элементов, о пяти из которых было сказано в предыдущей главе. Шестой элемент, фазы развития группы, я хотела бы выделить отдельно.
Фазы развития группы
Это периоды групповой деятельност ...
Разделы