Анализ данных, опубликованных в научной литературе, позволил систематизировать алгоритм диагностического обследования и восстановительного лечения военнослужащих с ампутациями конечностей.
В 6 ЦВКГ в работе с ранеными используется целый блок различных психодиагностических методик. Специфика контингента госпиталя ограничивает возможности использования других методов диагностики особенностей индивидуально-личностной сферы больных. Поэтому в работе использованы ранее адаптированные в госпитале способы диагностики.
В связи с этим была составлена следующая схема социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения, в условиях многопрофильного реабилитационного госпиталя
:
1. Сбор жалоб и анамнеза, общеклиническое обследование пациента[68].
2. Диагностический этап исследования: комплексное психологическое обследование с использованием следующих тестовых методик: опросник САН; опросник Спилбергера – Ханина; тест ЛОБИ; проективные методы «Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное»[69].
Комплексная психологическая диагностика проводилась:
· на этапе общего обследования при поступлении в госпиталь;
· через 6 месяцев – после проведения гештальт-терапии.
Психокоррекционный этап: применение метода гештальт-терапии в работе с ранеными.
Диагностический этап исследования
Для диагностики личностных особенностей испытуемых используется ряд психологических тестов (СМОЛ, методика Спилбергера-Ханина, ЛОБИ, САН, а также проективные методики "Дом-Дерево-Человек", "Несуществующее животное"). С каждым военнослужащим проводятся индивидуальные беседы, целью которых является первичная диагностика имеющихся проблем и психических травм.
Комплексное применение тестовых методик позволяет с большей вероятностью определить актуальный психологический статус раненого, выяснить наиболее важные из продолжающих травмировать его психику факторов.
Используемые методики
САН. Самочувствие. Активность. Настроение.
Целью данной методики является диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Выявляется субъективная оценка военнослужащими своего функционального состояния.
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемых просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемые отмечают степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.
Обработка данных:
Подсчитывается сумма баллов по шкалам:
Самочувствие: 1,2,7, 8, 13,14, 19.20, 25,26.
Активность: 3,4,9,10,15.16,21,22,27,28.
Настроение: 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. средний балл шкалы равен 4. оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. При анализе функционального состояния важно соотношение значений отдельных его показателей[70].
ЛОБИ. Личностный Опросник Бехтеревского института.
Цель: диагностика типов отношения к болезни и других связанных с нею личностных отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями.
Диагностируется сложившийся под влиянием болезни паттерн отношений к самой болезни, к ее лечению, врачам и медперсоналу, родным и близким, окружающим, работе (учебе), одиночеству и будущему, а также к своим витальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит).
Диагностируемые типы отношений. С помощью ЛОБИ могут быть диагностированы следующие типы отношений: гармоничный (Г); тревожный (Т); ипохондрический (И); меланхолический (М); апатический (А); неврастенический (Н); обсессивно-фобический (О); сенситивный (С); эгоцентрический (Я); эйфорический (Ф); анозогнозический (3); эргопатический (Р); паранойяльный (П)[71].
Процедура обследования: обследуемому вручаются брошюра с текстом опросника и регистрационный лист. Разъясняется, что на каждую тему можно сделать от 1 до 3 выборов (не более!), номера сделанных выборов обвести кружком. Если ни одно из определений не подходит, обводится символ 0. Если обследуемый не хочет отвечать именно на данную тему, графа остается незаполненной. Время заполнения регистрационного листа не ограничено.
Также по теме:
Социально-психологическая готовность
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно ...
Основные психологические характеристики периода взрослости
Несмотря на то, что взрослость занимает две трети человеческой жизни, – это наименее изученный возрастной период.
В технологически развитых обществах нет четких признаков вступления во взрослость, таких как обряды посвящения в примитивны ...
Гуманистическая школа.
2.1 Абрахам Маслоу
А. Маслоу считал, что точная и жизнеспособная теория личности должна рассматривать не только глубины поведения личности, но и высоты, которых может достичь каждый индивид.
«Мы никогда не разберемся в человеке, если бу ...
Разделы