До сих пор не существует четкого определения понятия «инстинкт», отражающего все стороны этого сложного биологического явления, характеризующегося переплетением врожденных и приобретенных в процессе индивидуального развития организма компонентов. В связи с этим предпочитают говорить не об инстинкте, а об инстинктивном поведении, которое может быть достаточно четко выделено в общем комплексе поведенческих реакций животного. С позиций современной биологии инстинкт - это врожденная и строго координированная форма поведения животного, осуществляемая под влиянием основных биологических потребностей. Инстинкт отражает полезный опыт предыдущих поколений данного биологического вида, реализуемый в поведенческих реакциях животного, направленных на получение результата, полезного для данного животного в целом.
Представление об инстинкте возникло в глубокой древности. Древнегреческий философ Хрисипп использовал его для описания поведения птиц и других животных. Связь инстинкта с телесной организацией животного, его нервной системой, а также «автоматический характер» его действия подчеркивал французский мыслитель и врач Ж.Ламетри. С течением времени менялись взгляды на инстинкт. Так, одни ученые считали, что он явился следствием редукции ума (т.е. снижения умственных способностей), другие, наоборот, рассматривали его как «зародыш» ума. По Ч.Дарвину, инстинкт сформировался в результате унаследования свойств, приобретенных в процессе разумной деятельности, и естественного отбора свойств, случайно возникших и полезных для данного вида животных. И.М. Сеченов и И.П. Павлов выявили рефлекторный характер инстинкта.
Способность к инстинктивному поведению передается по наследству, причем как отмечал еще Ч.Дарвин, особенности эти жестко запрограммированных действий столь же характерны для животных определенного вида, как и особенности строения их тела.
Разнообразие и удивительная целесообразность наблюдаемых в природе видов инстинктивного поведения всегда считались одним из самых таинственных явлений жизни. Понять, почему пчелы строят соты или как паук плетет свою паутину, можно лишь с позиции эволюционного учения. Все живые существа на нашей планете в течение миллионов лет встречаются с такими повторяющимися явлениями природы, как смена времен года, дня и ночи и др.; животные строят свои жилища, встречаются с врагом или стараются избежать встречи с ним, ищут полового партнера и т.п. Начальные стадии этих явлений стали сигналами, оповещающими организм о наступлении последующих стадий, что позволяет живому существу к ним подготовиться. Эту способность живых организмов строить свою деятельность с учетом тех событий, которые должны произойти в ближайшем или отдаленном будущем, академик П.К.Анохин назвал « опережающим отражением действительности». Под воздействием естественного отбора выделялись те животные, которые обладали наилучшими генетическими запрограммированными способностями распознавать наиболее важные для данного вида сигналы, поступающие из окружающей среды, и реагировать на них необходимыми действиями. Любые отклонения в передаваемой по наследству информации об инстинктивных действиях в ходе эволюции подвергались строгой проверке. Животные - носители вредных для вида отклонений - погибали, а полезные отклонения становились достоянием всего вида и его характерным признаком.
У животных ученым известно три основных типа психической деятельности, а именно, рефлекторная деятельность, инстинктивная деятельность и деятельность, которую условно можно обозначить как «деятельность разумного типа».
В данной работе нас интересует тип психической деятельности, именуемый инстинктивной деятельностью.
Инстинктивная деятельность является целесообразной, наследственной и до известной степени машинообразной, но отличается, например, от рефлекторной, своей гораздо большей сложностью. Здесь мы обычно находим длинный ряд сложных целесообразных действий, являющихся ответом на определенное внешнее раздражение. Инстинкты обладают и биологическим значением.
Также по теме:
Мотивация как инструмент формирования организационного поведения
Мотивация как осознанное, внутренне побуждение индивида к активности является основным инструментом в формировании организационного поведения. Естественно, что помимо мотивации на действия индивида воздействие оказывают как совокупность в ...
Анализ результатов Теста Люшера
А А А
+ + х х = = - -
Первый выбор: 3 5 4 1 6 2 0 7
!
А А А
+ + х х = - - -
Второй выбор: 6 5 1 4 3 2 0 7 В целом ! = 4.
С
!!!
В качестве испытуемой – девушка К., 22 года.
Выбор красного цвета в качестве ведущей тенденции в перв ...
Анализ уровня развития межличностных отношений у старших подростков.
На основе теоретического анализа данной проблемы мы провели опытно-эксперементальную работу, которая включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение определен ...
Разделы