Многообразие подходов к определению и изучению индивидуальности

Статьи по психологии » Индивидуальность человека » Многообразие подходов к определению и изучению индивидуальности

Страница 4

Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Иначе говоря, индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека.

Если С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев трактовали индивидуальность с позиции принципа аддитивности (совокупность, набор или симптомокомплекс свойств), то В. С. Мерлин, опираясь на положения теории систем, первым, пожалуй, стал широко употреблять понятие «интегральная индивидуальность». Он рассматривал интегральную индивидуальность как большую саморегулируемую и самоорганизующуюся систему, состоящую из разнопорядковых подсистем действительности. Главным в теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлин считал поиск путей гармонизации разноуровневых свойств индивидуальности. На основе значительного экспериментального материала, полученного под его руководством, он пришел к выводу о том, что системообразующую функцию в согласовании разноуровневых свойств интегральной индивидуальности выполняет индивидуальный стиль деятельности.

Традиционным для психологии является частичное, фрагментарное изучение личности человека, ее психических функций, деятельностей и т. д.

Такой частичный, нецелостный подход к индивидуальности обусловлен тем, что психология как наука родилась в недрах естественных наук, восприняв не только их методы, но главное – их методологию. И если методы с тех пор она во многом изменила, придала им психологическое содержание, то основные особенности методологии естественных наук в основном сохранились.

Это относится и ко многим направлениям в той его части, которая претендует на научный подход. Эти установки не реализуются в последовательной и целостной психологической системе знаний (теоретических и особенно эмпирических), методов и т. д.

Поэтому кажется целесообразным рассматривать исследования индивидуальности человека с точки зрения дифференциальной психологической парадигмы.

Дифференциальная психология изучает природу и источники индивидуальных различий. Такие различия присущи не только человеку, но и всему животному миру. Исследования поведения животных, начиная от одноклеточных и кончая человекоподобными обезьянами, показали существование индивидуальных различий в характере научения, эмоциональных реакциях, мотивации и других аспектах поведения. Эти внутривидовые различия настолько велики, что иногда превосходят межвидовые различия.

Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина позволяет устанавливать на основе сочетания поэлементного и системного подходов закономерности половых различий не только для отдельных уровней, но и в целом в психике человека.

Человеку присущи свойства всех ступеней развития материи, начиная от химического и заканчивая социально-историческим. Одно и то же свойство может быть одновременно типичным и индивидуальным, если рассматривать его в определенном отношении. Каждое отдельное свойство человека индивидуально также количественно, по степени его выраженности. Индивидуально неповторимо сочетание типичных свойств различных ступеней развития материи у каждого отдельного человека: биохимических, соматических, нейродинамических, психодинамических свойств личности и т. д. Целостную же характеристику индивидуальных свойств человека В. С. Мерлин обозначал как «интегральная индивидуальность».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Также по теме:

Основные методики коррекции развития для детей с церебральным параличом
Методика Бота Французы Бота изложили свою систему работы в книге: "Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения". Целью работы Бота провозглашают обеспечение каждого ребенка максимум дост ...

Реальные формы соц. поведения
Центральное понятие концепции – социальная установка как направленность группового или индивидуального сознания, определяющая отношение группы или индивида к какому-то явлению социальной действительности, а также как способ восприятия это ...

Основные теоретические подходы к изучению локуса контроля
Понятие «локус контроля» было введено в 1960-х гг. Джулианом Бернардом Роттером, американским психологом, в рамках теории социального научения. Являясь центральным конструктом этой теории, локус контроля представляет собой обобщенное ожид ...