Результаты констатирующего эксперимента

Страница 5

Конечным этапом нашего исследования была диагностика уровня самооценки у подростков из неполных и полных семей, для этого мы использовали методику «Диагностики уровня самооценки личности Г.Н. Казанцевой».

Были получены следующие данные, которые представлены в таблице 5 и наглядно изображены на рисунках 4 и 5.

Таблица 5 Уровни самооценки подростков в полных и неполных семьях

Тип семьи

Уровень самооценки

завышенная

адекватная

низкая

Неполные семьи

10%

40%

50%

Полные семьи

40%

40%

20%

Рис. 4 Показатели уровня самооценки подростков из неполных семей

Рис. 5 Показатели уровня самооценки подростков из полных семей

Из таблицы 5 видим, что у подростков из неполных семей более выражена низкая самооценка (50%), которая тесно связанна с попытками родителей сформировать у ребенка способность к аккомодации, то есть к приспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему: послушание; умение подстраиваться к другим людям.

Подросткам из полных семей характерна адекватная (40%) и завышенная самооценка (40%). Данные уровни самооценки развиваются у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. Более позитивно здесь отношение матери к себе и к мужу. В глазах ребенка родителям всегда сопутствует успех.

Уровень самооценки у подростков напрямую связан с непосредственной оценкой их родителями, так в неполных семьях его уровень низких, а в полных семьях достаточно высокий, поэтому целесообразно проводить коррекционную работу не только с подростками по повышению их самооценки, но и с их родителями.

Итак, констатирующий эксперимент показал о повышенном уровне импульсивного, агрессивного поведения по отношению к социальному окружению с выраженным стремлением к доминированию; о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию, проявляющимся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции, а также о готовности подростков к более доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми. Последнее, скорее всего, связано с тем, что детям из неполных семей не хватает внимания со стороны родителей, поэтому они стремятся к доверительным взаимоотношениям с окружающими стараясь заполучить их внимание.

Находящихся в силу различных обстоятельств в трудных жизненных ситуациях. Именно поэтому, уровень агрессивности подростков из неполных семей выше, чем у подростков из полных семей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Также по теме:

Понятие уровня притязаний в психологии
Проблема уровня притязаний находится в самом центре исследований психологических механизмов регуляции деятельности и в непосредственной связи с анализом личностной сферы человека. Понятие уровня притязаний личности было введено Т. Дембо ...

Исследование видов и характера депрессий
С целью определения вида и характера депрессии нами были обследованы 5 пациентов частной психологической клиники по следующим методикам: шкала Гамильтона для оценки депрессии (приложение 1), шкала Бека для оценки депрессии (приложение 2), ...

Основные теории изучение восприятия
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различен ...