Литература по изучению свойств личности, необходимых при общении обширна. В последние годы эта тема стала предметом комплексного исследования философов, социологов, этиков, психологов, педагогов, представителей других научных дисциплин.
Теоретические вопросы общефилософской теории общения подняты в работах С.С. Батенина, Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, В.М. Соковнина. Важность категории общения и всех качеств личности, необходимых для его успешности, по данным А.А. Брудного, было отмечено еще в глубокой древности. Так, в античную эпоху, V в. до н.э. софисты поставили в центр внимания коммуникативную проблематику и выделили три важных ее аспекта:
1) рассмотрение связи с другими людьми как воздействие на этих людей;
2) коммуникативный контакт индивида с другими индивидами не является случайным;
3) коммуникативный контакт индивида может быть и опасным явлением.
Сократ увидел в коммуникации могущественное средство самопознания индивида, а Платон выдвинул идею об интеркоммуникации. Много позже именно эту идею развил Кант, полагая, что мыслить - значит говорить с самим собой. Экзистенциалисты же рассматривали уже взаимопонимание как сущность коммуникации. Представители этой концепции ставили на первое место то, что необходимо учитывать взаимное самовыражение участников коммуникативного акта.
Позже, Альберто Моравиа в своей новелле "Коммуникабельность" сказал: "Быть коммуникабельным, это значит обладать свойством коммуникабельности".
В настоящее время в философии анализируется роль общения как способа реализации общественных отношений. Общение исследуется как специфический вид человеческой деятельности, раскрываются закономерности процесса присвоения своей социальной сущности в соответствии с действием закона единства общения и обособления.
В общесоциологическом направлении процесса общения изучается социальная наполненность содержания общения в условиях общественно-экономических формаций. В этих работах анализируется формирование социально-типичных качеств личности в процессе общения. Социологический подход к исследованию общения реализуется в работах Л.М. Архангельского, Л.А. Гордона, И.С. Кона.
В общей психологии изучаются психологические функции общения, взаимоотношения общения с другими аспектами психической жизни человека и особенностями личности.
Исходной же базой для изучения коммуникативных свойств личности в психологии послужили именно исследования проблем общения и личности.
Известно, что в разработку проблем личности огромный вклад внесли как отечественные, так и зарубежные ученые: А.Ф.Лазурский, Г.Олпорт, Р.Кеттел и др.
Концептуальные же разработки проблемы общения прежде всего связаны с именами Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.М.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Исследованием генезиса общения за рубежом занимались Дж.Боулби , Р.Спитц , А.Фрейд и мн.др. В начале 60-х годов широкое исследование генезиса общения развернулось и в отечественной психологии. Так, например, проблемы взаимодействия взрослого и ребенка отражены в трудах Н.М.Щелованова, Н.А.Аскарина, Р.В.Тонковой-Ямпольской. Благодаря этим ученым была создана научная школа по нормальной физиологии детства. М.И.Лисина и А.В.Запорожец подвергли систематическому и углубленному изучению генезис общения у детей первых лет жизни.
В последнее время вширь и вглубь получает развитие еще одно направление в исследовании психологии личности - проблема личности и общения в их взаимосвязи друг с другом. Так, в институте психологии АН СССР делался упор на прослеживание зависимостей содержательных отношений, в которые эта личность включена. В институте общей и педагогической психологии АПН СССР и на факультете психологии МГУ изучались закономерности и механизмы формирования личности под влиянием различных видов деятельности. Психологи Ленинградского университета акцентировали свои усилия на раскрытии психологических механизмов воздействия личности на личность.
Само направление получило развитие благодаря влиянию идей Б.Г.Ананьева и В.Н.Мясищева.
Особенно оригинальный вклад в разработку большого комплекса вопросов, относящихся к этой тематике, внес В.Н.Мясищев. Он стремился рассматривать общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга. Ему принадлежит разработка программы дальнейших психологических исследований в общей психологии по проблеме общения и личности, в которой он поставил следующий ряд задач:
1) выяснение с общепсихологических позиций содержания, структуры, форм проявления у личности при ее реальном взаимодействии с людьми блока качеств, от которых зависит успешность общения;
2) роль других блоков свойств, в структуре личности, которые, сочетаясь с блоком коммуникативных черт личности, меняют ее характеристики и более или менее сильно сказываются на протекании процессов познания ею других людей, на особенностях эмоционального отклика.
Также по теме:
Степень изученности проблемы психологического Интернет-консультирования на
современном этапе
Отчуждение человека от человека становится практически нормой сегодняшней жизни, в связи с развитием новых дистанционных форм электронных средств связи, которые все чаще переводят реальное общение между людьми в виртуальное. Как следствие ...
Анализ корреляционной связи
3-4 - прямая связь. Любое решение принимается с критикой и осторожностью. Руководитель обычно не доверяет своим подчиненным и поэтому считает свое решение наиболее правильным.
4-7 - обратная связь. Чем выше критичность, замкнутость себе, ...
Экран и становление детской картины мира
Детская картина мира как особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в отличие от прежних эпох формируется в условиях “информационного бума” в большей степени под мощным влияние ...
Разделы